Вторник, 28 июня 2022 18+

Комментарии:

Войны с Украиной не будет!? «Учения» у западных границ России оплатят в том числе ямальские и югорские налогоплательщики

Опубликовано: 17 февраля 2022, 14:45 | Служба новостей ЯмалPRO

Войны с Украиной, кажется, не будет!? Россия начала демонстративный отвод войск из районов «учений». Вот только экономика уже отреагировала на политическое напряжение, а издержки, как всегда оплатят российские налогоплательщики. Ждать ли новых санкций, что будет с «нефтянкой», экспортом газа, ценами на бензин и курсом рубля? Почему поставки газа в Китай – мошенничество и во сколько нам всем обойдётся очередная «игра мускулами» на российско– украинской границе. Подробности сложившейся ситуации раскрыл в интервью изданию «ЮграPRO» нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин.

— Михаил Иванович, всё, что происходит в последние месяцы в районе украинской границы, не может не менять ситуацию на нефтегазовом рынке. Что мы видим сегодня, и каких последствие ожидать?

— Ответ мы видим в оценке международных экспертов, которые считают, что в нынешней цене на нефть от 7 до 10 долларов — это надбавка, связанная с напряжённостью на украинской границе. Это концентрация российских войск, это воинственные заявления российских политиков, парламентариев. Это угроза войны, исходящая из России. Она двинула цены и очень — очень серьёзно. Когда стало известно, что часть войск отводятся на свои постоянные места дислокации, и не все, а только часть, при этом часть из них движется всё-таки ближе к украинской границе, то цены несколько снизились, но ненамного. Потому, что уверенности нет никакой в том, что происходит и как это будет дальше.

— Насколько обещанные санкции ударят по нефтегазодобывающим отраслям России, в частности по ХМАО, ЯНАО? По экономике регионов, или всё обойдётся прикручиванием задвижек?

— Есть сомнения в том, что санкции, даже в случае военного развития событий, приведут к эмбарго на поставки российских энергоносителей. Во-первых, в таком эмбарго не заинтересован Запад. США получают очень значительные объемы российской нефти и нефтепродуктов. Известно, что политика Белого дома сводится к тому, чтобы понизить цену на нефть, для своих избирателей обеспечить низкую цену на АЗС. Если вдруг один из трёх крупнейших производителей нефти — Россия столкнется с эмбарго на поставки нефти, то это сразу приведет к невиданном росту цен, это естественно. Поэтому американцы постараются этого не допустить, как и европейцы. Потому, что никакой солидарности в плане введения санкций у них нет. Да, мы видим сигналы, когда некоторые нефтеперерабатывающие заводы вдруг стали отказываться от российской нефти и переходить на какие-то сорта норвежской, саудовской, какие-то смеси нефти. Но в масштабе целой Европы или США в какие-то серьёзные санкции в этой ситуации не верится.

Что касается газа, то высокие цены на газ тоже совершенно никому не нужны. Несмотря на то, что мы уже сейчас видим в европейской цене на газ  напряжение в ожидании военного развития событий. Но надо помнить: некоторые страны Европы критически зависят от российского газа. Это не только Болгария или Сербия. Это Венгрия, Словакия и даже Финляндия. То есть многие страны пока не готовы проголосовать в Европе за какие-то серьезные санкции. В будущем мы видим планы Европы диверсифицировать не маршруты поставки, а поставщиков. Еврокомиссар по энергетике ещё 3 числа (февраля – ред.)  объявила о чрезвычайном плане, который будет спущен всем членом Евросоюза, чтобы они включили в свои национальные программы чрезвычайные реакции на российские действия. Имеется в виду прекращения подачи газа в Европу. Эти планы были на повестке дня где-то уже с 2006 года, и постоянно возникают такие рекомендации и резолюции. Но результат пока оказался нулевым. От российского газа пока отказываться не собираются. И невзирая даже на такое развитие политических событий, я думаю, что газпромовские прогнозы верны. Когда Газпром утверждает, что в 35 – 40-х годах примерно 33% газа в Европе всё равно будет российским. Я думаю, что в этом есть большая доля справедливой оценки.

— Сможет ли компенсировать выпадающие доходы от экспорта углеродов в Европу экспорт на Восток, в частности в Китай. Насколько эти планы вообще реалистичны и экономически обоснованы?

— Обычно об этом высказываются люди, которые либо на карту никогда не смотрели, либо не сравнивали европейский рынок газа с китайским. Мы видим, что российский президент несколько раз на протяжении последних лет говорил о планах соединить газотранспортную структуру на Западе с такой же структурой на Востоке. Чтобы перебрасывать потоки газа из Европы на Азию или наоборот, туда, где цена для нас будет выгоднее. Ну во-первых, если посмотреть на Западное направление, увидим развитый рынок, где от 180 до 200 млрд кубометров газа в год мы поставляем. Если мы посмотрим в Китай, то это совсем другая ситуация.

С гигантским трудом за последние 15 лет мы уговорили китайцев на 38 млрд кубометров газа в год. Это по «Силе Сибири». Сейчас уговорили на ещё один маленький контракт 10 млрд кубометров по дальневосточному маршруту. Если европейцы платили по 2000 долларов за 1000 кубометров газа, были такие моменты в декабре, то в Китае декабрьская цена была 200, а в течение года ещё меньше, в районе 140 (долларов). Более дешёвого газа в Китае, чем российский, просто нет. Вот эти проекты в Китай никогда не окупят затрат. Не на разработку месторождений в России, не на строительство газотранспортных систем. Поэтому мечта о том, что Китай заменит Европейский рынок и европейцев можно будет шантажировать переброской газа в Китай – это, давайте прямо говорить, глупость.

Я могу себе представить, как российский президент обращается к Си Дзиньпину и говорит: мы вам построим газопровод «Силу Сибири – 2», мы вам дадим много — много газа. Но если нам в Европу будет выгоднее поставлять газ, то мы у вас будем забирать и туда отправлять. И, как вы думаете, как китайский руководитель будет реагировать на то, что Китаю — мощнейшей экономике — предлагают участвовать в такой вот мошеннической схеме политического шантажа? Ну, конечно, они не согласятся. Поэтому просто посмотрите на карту, и тогда всё станет ясно.

— Если с мировыми ценами и рынком примерно понятно, то что будет на внутреннем рынке? Война или т.н. «учения», но военную технику нужно тоже заправлять топливом?

— Здесь надо разделять вот эту государственную потребность в вооруженных силах и потребности внутреннего рынка, который более – менее, если можно так сказать, либерален. Цена на рынке не регулируются ни декретами, ни постановлениями правительства. Но по какой цене государство планирует забирать топливо у нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов — это я сказать не могу. Это, наверное, будут какие-то особые решения.

Но что касается ситуации конкретно на АЗС, цены на нефть никакого отношения к ценам на бензин не имеют. Если в Америке налоги на бензин, конкретно на топливо на АЗС — примерно 15%, 22 — в некоторых Штатах, то в России цена нефти — это примерно 7,5% от стоимости бензина. А 70%, и выше — это налоги. Поэтому обращать внимание нужно не на цену на нефть, а на политику государственной обдираловки. Ещё в 2009 году Президент на прямой линии чётко сказал: извините, раз уж вы можете позволить себе машину, то значит сможете позволить себе и бензин.

А цены такие высокие — они нужны, чтобы поддерживать военнослужащих, учителей, медицину и так далее. Поэтому извините, но с вас будут «сдирать» на АЗС. Но есть проблема. Если вдруг сильно увеличится спрос, то придётся меньше отправлять за границу. То есть доходы резко упадут и сократятся. А увеличить добычу так, чтобы и на экспорт хватало, и на увеличившийся внутренний спрос из-за военных действий, вот это вряд ли получится. Потому что сейчас, наверное вам это известно, в нормальных нефтяных компаниях — негосударственных есть политика «досасывания» той нефти, которая ещё экономически рентабельна. Это сетка скважин более тесная, это какие – то оторочки осваиваются, вторичные – третичные методы стимуляции пласта для интенсификации добычи применяются.

Но представьте себе компанию, которая вдруг пойдёт и начнёт разработку нового проекта — нового месторождения. И что? С момента начала инвестиций и разработки этого месторождения да окупаемости у нас проходит от 10 до 15 лет. А кто может сказать через год какая будет налоговая система, какая будет политическая ситуация? Через месяц же невозможно отказать! Стабильность налоговая отсутствует, политическая тоже непонятно куда повернёт, какие будут цены на рынке — никто не знает! Поэтому на месторождения сегодня может выйти только государственная компания. Где чиновникам не важен конечный результат, а важен процесс и большие бюджеты, которые будет выделять государство на это дело. Это не коммерческий подход.

— Мы помним события 2014 года на Украине и последующие за этим санкции, тогда мы все видели, как обвалился рубль. Стоит ли ожидать этого сейчас, и в каком объёме?

— Курс рубля сегодня — искусственный курс. Это стандартный инструмент наших властей по поддержанию курса рубля, по борьбе с инфляцией и так далее. Я думаю, что эта тактика продолжится. Тут есть опасность и низкого курса, и высокого курса. Низкий курс рубля выгоден компаниям, ориентированным на экспорт, а дорогой рубль будет выгоден населению. Мы же понимаем, что 60% всего того, что мы покупаем в магазине — это импортные товары и продукты. Поэтому всё будет зависеть от баланса. Мы уже видим, что курс рубля отвязался от курса нефти, он просто искусственный. На сколько хватит — я сказать не могу.

— Подводя итог нынешней ситуации. Правильно мы понимаем, что за всё заплатит в итоге не Киев, а Воронеж? То есть бюджет, а по – русски говоря — каждый российский потребитель?

— Абсолютно согласен. Маленький пример из нефтяной отрасли. Государство пошло навстречу нефтяным компаниям, которые должны были держать на относительно низком уровне цены на бензин, но при этом налоги повышались, акцизы повышались, т.е. государство всё равно отбирало. Что делать? Ввели демпфер, а что это такое? Компаниям стали приплачивать из бюджета. А бюджет за счёт чего формируется? Правильно, за счёт нас. А мы помним, как говорят, к сожалению не наши депутаты, а мудрые люди: нет государственных денег, есть деньги налогоплательщиков!

Когда Газпром радостно сообщает, что газ вместо Украины пойдёт по новому маршруту — «Турецкому Потоку», то надо понимать, что все издержки оплатим мы. Это транспортировка газа с Ямала, через все страны по Чёрному морю, в Турцию, Сербию, Болгарию, Венгрию. Издержки этого пути в 4 раза больше, чем через Украину. И за это будут платить конечно не венгры. За это будет платить Газпром, а это на 50% — «народное достояние». Т.е. из нашего с вами бюджетного кармана будут оплачены вот эти красивые политические победы и успехи. Всё это будем финансировать мы – пенсионеры, врачи, учителя и так далее.

— Совсем недавно появилась информация об отводе войск. Вы верите в оптимистичный исход событий, в то, что это – начало конца напряжения?

— Уверенности нет ни в чём, но я думаю, что вот эта военная истерия из Москвы, раздающаяся повсюду, она всё-таки должна будет как-то сойти на «нет». Скорее всего, часть войск всё-таки вернётся в места постоянной дислокации и несколько напряженность на границе схлынет. Но обязательно будут новые провокации прекращением подачи газа. Поставки газа в Европу будут по-прежнему использоваться, как политический инструмент шантажа и давления.

— Большое спасибо! Беседовала Марина Кильян.

Рубрики: Интервью, Страна и Мир, ТЭК, Экономика. Метки: , , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

594
Просмотры:
6
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. ямалец пишет:

    Для крымнашистов и лугандонцев Михаил Иванович разложил все четко. Читайте и думайте лжепатриоты!

  2. Владимиррр пишет:

    Этот аналитик из Лондона или из Вашингтона вещает?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑