Четверг, 29 сентября 2022 18+

Комментарии:

Как не может «Ямал» без меня, так и я не могу без «Ямала». Губернатор Артюхов подсаживает окружную авиакомпанию на бюджетную иглу

Опубликовано: 10 января 2022, 18:03 | Служба новостей ЯмалPRO

Переформатирование маршрутной сети авиакомпании «Ямал» и использование самолётов Sukhoi Superjet 100 потребовало серьёзного изменения её финансирования. Бюджетных субсидий необходимо всё больше, ведь пассажиропотоки и лётная годность воздушных судов этого типа вызывают массу вопросов. Следовательно, чтобы воплотить в жизнь программу развития межрегиональных перевозок из аэропортов округа, требуются дополнительные денежные вливания.

В 2020 году авиакомпания «Ямал» получила бюджетные субсидии на общую сумму порядка 7 млрд рублей. Причём, более 5,2 млрд рублей – из окружного бюджета. Львиная доля этих денег (около 3 млрд) пошла на покрытие убытков перевозчика из-за простоя в период пандемии. Деньги были направлены на компенсацию убытков, арендных и лизинговых платежей. Если бы не эти вспомоществования, компания бы уже обанкротилась. Ведь чистая прибыль АТК «Ямал» по итогам 2020 года, даже с учётом многочисленных субсидий, составила менее 300 тыс. рублей.

По данным счётной палаты ЯНАО, всего за период с 2017 по 2020 год перевозчик получил из окружного бюджета 9,9 млрд рублей. Причём, половина денег налогоплательщиков пошла на оплату лизинговых платежей.

При этом, аудиторы отметили, что региональным департаментом транспорта и дорожного хозяйства и ГКУ «Дирекция транспорта ЯНАО» не принимались достаточные меры по взысканию с организаций перевозчиков средств субсидий, подлежащих возврату в бюджет, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

Между тем, в 2021 году АТК «Ямал» продолжила получать немалое бюджетное финансирование. По предварительным данным, размер окружных субсидий составил порядка 4 млрд рублей, не считая контрактов с правительством ЯНАО на чартерные перевозки и обслуживание чиновников. Кроме того, ямальский перевозчик получил из федерального бюджета самую большую среди других региональных компаний субсидию на поддержание лётной годности самолётов Sukhoi Superjet 100 — 3 млрд 295 млн рублей. 

Проблемы с надежностью и оперативным ремонтом, из-за которых от SSJ-100 отказались все зарубежные авиакомпании, у «Суперджетов» остались до сих пор. Например, 15 декабря прошлого года рейс из Салехарда в Тюмень авиакомпании «Ямал» был задержан на 8 часов из-за поломки. Для перевозчика это неминуемо означает убытки: появилась необходимость предоставить резервный борт, в который поместились только 50 пассажиров из 77, а оставшихся 27 человек пришлось обеспечивать питанием и размещением в гостинице. Бывший гендиректор компании Василий Крюк ранее жаловался на то, что из-за проблем с обслуживанием летают только 7-8 SSJ-100 из имеющихся 15.

По имеющейся у нас информации, в АТК «Ямал» решили постепенно избавиться от шести «Суперждетов», которые демонстрируют наибольшее количество отказов. А ведь когда-то бывший губернатор Дмитрий Кобылкин заявлял о желании приобрести 25 самолётов подобного типа!

«Расходы на поддержание лётной годности Sukhoi Superjet 100, включая ремонты двигателей, являются сложно предсказуемыми. Прогнозные расходы только на ремонт двигателей в 2021-2030 годах составляют 169 млн долларов США (при ремонте двигателей по договору с оплатой по фактическим затратам) или 99,7 млн долларов США (при ремонте двигателей по сервисному соглашению с оплатой по ставке за летный час)», – говорится в отчёте компании.

Катастрофические финансовые показатели АТК «Ямал» за 2020 год послужили поводом для смены руководителя. В 2021 году в отставку был отправлен её бессменный «генерал» Василий Крюк. Новым начальником был назначен Артём Лобачёв, работавший техническим директором компании.

После этого, Дмитрий Артюхов практически перевёл управление подведомственной авиакомпанией в «ручной режим». Он сделал ставку на оптимизацию маршрутной сети, когда 80% полётов должны составить рейсы в/из/внутри ЯНАО, подсаживая по сути коммерческую структуру на бюджетную иглу. По прогнозу экономистов, в ближайшие годы убытки перевозчика составят порядка 5 млрд рублей в год. Так что без казённых денег никак не обойтись.

Кроме того, ямальские власти поддерживают свою авиакомпанию с помощью различных контрактов на чартерные перевозки для нужд округа. В основном это оплата спецрейсов на которых перевозят чиновников и участников различных официальных мероприятий, которые проводятся в округе.

Так, управление делами правительства ЯНАО в декабре заключило контракт с авиакомпанией «Ямал» на оказание услуг и выполнение воздушных перевозок в 2022 году. Ямальские чиновники будут летать на Bombardier (CRJ-200LR) или Sukhoi Superjet (RRJ-95LR-100). Общая стоимость контракта составила более 180 млн рублей, а одного летного часа – от 572 тыс. до 749,5 тыс. рублей. Предполагается, что полеты будут выполняться из Салехарда в аэропорты Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, Нового Уренгоя, Надыма, Ноябрьска, Уфы и другие, расположенные на территории РФ и сертифицированные для приема воздушных судов данного типа. И, судя по запросам ямальских чиновников, это не единственный подобный контракт на текущий год.

Субсидирование АТК «Ямал» в ближайшее время будет только расти. Это подтверждается и расходами окружного бюджета по статье «Развитие воздушного транспорта» в 2022 году. Размер субсидий на лизинговые платежи, компенсацию арендной платы и обслуживание льготных категорий населения превысит 4 млрд рублей.

Получается, что без серьёзной бюджетной подпитки авиакомпания «Ямал» выжить не может. Впрочем, окружные власти сами загоняют её в коммерческий тупик, обременяя заведомо невыгодными социальными обязательствами.

Рубрики: ВЛАСТЬ, Компании, Политика, Экономика. Метки: , , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

1925
Просмотры:
20
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. пилот пишет:

    Карманная авиакомпания Артюхова. Что хочу то ворочу. Хорошее наследство досталось мальчишке.

    • Ох уж эти домыслы пишет:

      Началось. Видимо аналитик ямал про вернулся на рабочее место и пошли новые статейки😂

      • Гурген пишет:

        Ну а шо делать?
        Ольвье так же, как и каникулы закончились)))

      • Мигранту пишет:

        Шо делать будешь спрашивать у земляков, когда отправишься наконец от нас на Родину. А пока учись разговаривать.

      • Последнему умнику пишет:

        Ой ей. Я как жил здесь-так и буду. А вот ты запросто на гособеспечении можешь оказаться)))

  2. Стас пишет:

    А есть другие идеи? Обанкротить компанию и лишить поддержки? Я вот не совсем понял, как окружные власти загоняют ее в тупик, подбрасывая контракты? А что нужно сделать, по мнению автора?

  3. Джек Воробей пишет:

    К большому сожалению, мода иметь свою авиакомпанию в каждом авиарегионе идет еще с эпохи 90-х годов. Типа имидж и т.п.
    Но время и рынок показали, что это не каждому по карману((( да и честно положа руку на сердце, стоит ли оно того ???
    Но субсидии решают все(((
    » ЯМАЛ» отличная вертолетная и авиакомпания, но только один вопрос, кто пользуется бизнесс Джеттом))))

    • Джеку пишет:

      Это имеет огромное значение? Кто пользуется?
      Т.е. вы против субсидированных рейсов?! Где логика? Почему когда что-то делается — все не то и не так. Теперь мы думаем не о людях, а об авиакомпании??? Л-логика. .

  4. Crow пишет:

    Авиакомпания уже изначально сидела на этой игле и всегда ультимативно требовала субсидирования, угрожая иначе отказаться от выполнения местных (невыгодных) перевозок. Впрочем, «Ямал» от них и так практически отбоярился — сейчас фактически нет прямых рейсов на Н.Уренгой, Надым и мало что осталось от сельских маршрутов.

  5. Стюардесса пишет:

    да не жалко денег на субсидирование авиаперевозок, так от них хоть какая то польза есть, а если в стройку уйдут так вы вообще ничего не увидите, но больше все равно не построят, только цены вырастут

    • Кулема пишет:

      Вот да. Тоже не понимаю. Если сейчас отменят субсидированные рейсы — народ поддержит???! И что изменится-главный вопрос!

  6. Салехардец пишет:

    А идеи развивать конкуренцию в отрасли вообще не рассматривают? Почему аэрофлот и s7 летали из Салехарда дешевле чем Ямал с субсидией? Так выдавили же их из Салехарда. Пустите уже к нам всех желающий перевозчиков и не надо огород городить.

    • злой пишет:

      Кто вам сказал, что их выдавили?

      • Злому пишет:

        Кто вам сказал что они сами ушли?
        Им такую сумму обслуживания аэропорт выставил, что Москва отдыхать… (чей аэророрт надо говорить?)

  7. Валентина пишет:

    Что значит «невыгодные социальные обязательства»?? Если компания откажется от субсидий, её ждет банкротство! И как будем летать? Журналисты нас и наших детей летом на себе повезут в отпуск??

    • пилот пишет:

      Летать вы будете за заработанные вами деньги. А если вы малоимущие, то пожалуйте в собес получить денежную компенсацию. Так должно быть! А не всеобщая халява. Другое дело, что «Ямал» задирает цены на не субсидируемые билеты и рейсы, но это уже отдельная история.

  8. 1111111 пишет:

    Ямал с субсидиями возит дороже чем другие компании без субсидий. Не компания, а черная дыра. При этом пристраивают кучу мигрантов. Даже в аэропортах везде явно не сибирский шокающий говор.

  9. Виктор пишет:

    Так пусть радуются, что им из бюджета такие суммы выделяют. В наш округ далеко не все авиакомпании будут летать, все ищут выгоду (и это нормально). Поживем — увидим, как говорится. Но пока со своей авиакомпанией как-то спокойнее

  10. старый летун пишет:

    Там ведь теперь его жена рулит Люся вот из бюджета и качаются денежки вовсю. Она с фонда строительного убежала теперь из авиацией заниематся денег же там много. Где деньги водится там и родня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑