Среда, 18 сентября 2019 12+

Комментарии:

Посчитали – прослезились. Почему правительство Ямала и группа компаний «ВИС» расторгли соглашение о строительстве СШХ-2?

Опубликовано: 19 августа 2019, 12:40 | Служба новостей ЯмалPRO

Группа компаний «ВИС» и правительство Ямала приняли решение о расторжении соглашения о государственно-частном партнёрстве (ГЧП) по строительству железнодорожной линии Бованенково – Сабетта, больше известной как Северный широтный ход-2 (СШХ-2). При этом, ямальские власти обязались компенсировать частной компании затраты на проектную документацию в объёме более 937 млн рублей. Соответствующее постановление опубликовано на официальном сайте.

Сказать, что это решение стало неожиданностью для многих – не сказать ничего. Ведь ещё совсем недавно ямальские чиновники и представители ВИС гордо называли СШХ-2 одним из ключевых проектов, а губернатор Артюхов рассказывал о ходе его реализации на международном форуме «Арктика – территория диалога».

«Это наш исторический шанс, чтобы в 170 км от порта Сабетта, главного сейчас центра развития Арктики, где будет формироваться порядка 70% той искомой цифры в 80 млн тонн (заявленный объем грузоперевозок по Северному морскому пути) по указу президента, прошла железная дорога», — заявлял Артюхов.

Напомним, соглашение о партнерстве по строительству железной дороги, связывающей Бованенково, где находится одно из крупнейших месторождений ГАЗПРОМА, с портом Сабетта, где НОВАТЭК построил завод СПГ, правительство Ямала и «ВИС Трансстрой» заключили ещё в конце 2015 года. На инвестора в лице ВИС была возложена обязанность спроектировать и построить дорогу «Бованенково-Сабетта». Общий объем предполагаемых инвестиций — 113 млрд рублей. Компания имела право эксплуатировать дорогу до 2036 года, а после — передать её в собственность правительства ЯНАО.

Совсем скоро выяснилось, что построить дорогу можно и за гораздо меньшие деньги – как минимум на 40 млрд рублей дешевле – 77 млрд рублей, а вот доходность от реализации проекта вызывает много вопросов. Вполне возможно, что он мог стать убыточным для участников ГЧП – поскольку грузовой базы, возможностей порта Сабетта и Северного морского пути для перевалки доставки чего-то, кроме СПГ может не хватить. Что называется, посчитали – прослезились!

Между тем, форма ГЧП давала инвестору высокий уровень защиты вложенных средств, в частности, гарантию возврата инвестиций (что, собственно, и произошло после этапа проектирования!), а также прописывалась норма доходности, и если бы она оказалась ниже, то региональная власть обязана была компенсировать недостаток. Судя по всему, в правительстве Ямала наконец-то просчитали все риски «сырого» пока ещё проекта и отказались от дальнейшего вложения бюджетных средств.

«Сегодня стал актуальным вопрос о едином проекте железнодорожной магистрали, где ветка, соединяющая Бованенково и Сабетту, получила название «Северный широтный ход-2». Это предполагает трансформацию проекта из регионального в статус федерального, в связи с чем рассматривается иная конфигурация участников и формата его дальнейшей реализации. Для того, чтобы важный для развития российской Арктики проект двигался дальше, партнёры приняли решение расторгнуть существующее соглашение о государственно-частном партнёрстве. Это позволит приступить к подготовке пакета документов для оформления концессии», — пояснили причину расторжения соглашения в пресс-службе группы компаний «ВИС».

По официальной версии, соглашение с ВИС расторгнуто из-за принятого «наверху» решения реализовать проект в форме федеральной концессии. Об этом пишет РБК. Однако, ни конкретные сроки строительства, ни новые концессионеры ещё не определены, всё находится в стадии переговоров.

Дело осложняется тем, что для концессионера «подушка безопасности» не предусмотрена. «Концессионер рискует собственными средствами. Чтобы получить их назад, у него есть период действия самой концессии — за счет взимаемой платы с пользователей услуг за этот срок инвестиции окупаются, однако он также обязуется вносить еще и в местный бюджет ежегодный концессионный платеж — обычно это процент от оборота», — объясняет эксперт Илья Жарский.

Так что в случае с железной дорогой смена формы договора логична, в рамках федеральной концессии большие риски будет нести инвестор. Но в феврале 2019 года зампред правительства РФ Максим Акимов, курирующий транспорт, в интервью РБК поставил под сомнение загрузку дороги Бованенково — Сабетта.

«Мы изучаем вопрос так называемого Северного широтного хода — 2. Привлекательный проект, но пока груза не видим», — сказал он. Позже чиновник поручил всем заинтересованным в строительстве СШХ- 2 к осени оценить грузовую базу проекта, а также готовность в него инвестировать.

По словам чиновников правительства, организационно-правовая и финансовая модели СШХ-2 сейчас находятся в глубокой проработке потенциальными участниками проекта. Результат этой работы ожидается к концу года.

На сегодняшний день возможны два варианта развития событий. Во-первых, после того, как окончательно выяснится, что по ветке Бованенково-Сабетта нечего будет возить, о проект СШХ-2 благополучно забудут, ведь иначе она рискует повторить участь железной дороги Новый –Уренгой – Ямбург, которая на сегодняшний день фактически законсервирована. Практика показала, что нефтяники и газовики прекрасно справляются с транспортировкой сырья и без использования железной дороги. Во-вторых, если решение о концессии на федеральном уровне по каким-то причинам всё же будет принято, то освоением 77 млрд рублей скорее всего займутся записные российские подрядчики, связанные с братьями Ротенбергами. Они завершили строительство железнодорожной части крымского моста и теперь готовы приступить к реализации новых проектов, деньги на которые им может выделить один из государственных банков. Благо немалый опыт по превращению бюджетных средств в так называемые «частные инвестиции» у вездесущих концессионеров уже имеется.

Рубрики: Компании, ТЭК, Экономика. Метки: , , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

2120
Просмотры:
7
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:

Комментарии

  1. Где мои таблетки? пишет:

    Стесняюсь спросить, а раньше это нельзя было просчитать?

    • Тим пишет:

      Можно конечно. Даже без расчетов понятно даже дворнику, что дорога эта никогда не окупится. Это удар по природе и по бюджету. Иногда кажется, что некоторые управленцы управлять учились на компьютерных играх. Туда миллиард, сюда миллиард. И никакой ответственности. Зато зарплаты больше чем у президентов.

    • Суся пишет:

      Куда уж раньше-то? Хорошо хоть на этапе проектирования посчитали, а не как обычно — построили (приобрели) и задумались, а нафиг оно надо вообще. Да и вообще, лям получить за то, что в принципе может и не понадобиться, тоже неплохо. Не удивлюсь, если и нет никакой проектной документации, а есть только акты выполненных работ.

    • Алексей пишет:

      Раньше оно знаешь как было?

      Кобылкин затянул под музыку Кремля — Россия российная Ямал и ямальцы российский Ямал СэШэХэ. Ямало-российский единоголосящий вместе с едром для Москвы.
      И вот за этим бредом кобылкинским делали чё хотели…
      Бла…. Бла…. Бла…. Бла. Саббета.
      Бла….. Бла….. Бла….. Бла…. Путин
      Бла…. Бла… Бла…. Бла…. СШХ
      Бла…. Бла… Бла….. Бла…. Россия…. Блабла…. Ямал

      Вот и вся экономика. Где тут цифры?

  2. 121212 пишет:

    И такие люди руководят регионом. Любой лавочник сначала считает, а потом вкладывает.

    • Суся пишет:

      Потому что у лавочника свои кровные, а у этих — налоги (т.е. деньги других людей). Не свое — не жалко.

  3. бюджетник пишет:

    плакали наши денюжки

  4. Вася пишет:

    Плакал наш мост через Обь

  5. Идиоты пишет:

    Вот вам молодёжь, опытные управленцы все просчитают а потом будут принимать решения

  6. Нэкст пишет:

    Вот и молодой выпускник Гонконга, пел эту же песню, мороча людям голову. А в результате весь пар ушёл в гудок.

  7. Олег. пишет:

    «КРАСТЬ И ВРАТЬ» — вот девиз и кредо руководства ЯНАО!

  8. Вадим пишет:

    по вопросу

  9. Серёжа пишет:

    Сотрудничество!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑