Среда, 21 ноября 2018 12+

Комментарии:

Ямальский Север — «денежный мешок» Леонида Михельсона. И почему от развития Севморпути выигрывает только НОВАТЭК

Опубликовано: 19 октября 2018, 20:07 | Служба новостей ЯмалPRO

В последнее время многие российские эксперты и влиятельные телеграм-каналы начали задаваться вопросом: что происходит с развитием Арктики? Уж сколько обещали и говорили, что именно неосвоенные северные территории России – станут приоритетом экономического развития страны, следовательно, их жителей ждёт повышение социального благополучия. Однако, пока дальше разговоров дело не идёт. Освоение Северного морского пути, а с ним и всей Арктики, всё больше увязывают исключительно с деятельностью НОВАТЭКа. Эксперты склоняются к тому, что весь этот информационный шум был затеян ради предоставления бизнесу Михельсона и Ко режима наибольшего благоприятствования. А порты на арктическом побережье и необходимую инфраструктуру за бюджетные деньги создают в первую очередь для того, чтобы ямальский газ стало удобнее и быстрее вывозить не только в западном, но и восточном направлении.

Ямальский Север, как бизнес-проект богатейшего российского олигарха

Российское информационное пространство с завидным постоянством потрясают всё новые сообщения о приросте газовых запасов НОВАТЭКа. Одно из последних: ООО «Арктик СПГ 3» завершила испытание первой поисковой скважины на Северо-Обском лицензионном участке в акватории Обской губы. По результатам проведенных работ открыто новое газоконденсатное месторождение. Запасы природного газа на нём оцениваются в 320 млрд. кубометров.

«Открытие нового месторождения – важная отправная точка для старта одного из наших будущих арктических СПГ-проектов. По размеру запасов Северо-Обское месторождение относится к уникальным. Его выгодное географическое расположение, огромная ресурсная база и накопленный нами опыт позволяют говорить о хороших предпосылках для успешной реализации нового СПГ-проекта», — хвалится Михельсон.

Если дело такими темпами пойдёт и дальше, то скоро вся северная часть Ямала превратится в один большой завод СПГ. Это, конечно, большой плюс для самих олигархов. Михельсон, например, за последний год прирастил своё состояние на $5 миллиардов, а премиальный фонд ТОП-менеджеров компании вырос более, чем на 60%! Справедливости ради стоит отметить, что ямальский бюджет тоже не остался в накладе. Доходная часть окружной казны месяц назад пополнилась беспрецедентной суммой – 21 млрд. рублей. Вот только насколько эффективно тратятся эти деньги и какой прок от промышленного освоения полуострова Ямал и Обской губы коренному населению и рядовым жителям? Вопрос, на который нет однозначного ответа. Все мы прекрасно видим, что пока растут доходы чиновников и олигархов, а с повышением благосостояния остальной части населения как-то не очень: отовсюду только и слышно: достойной работы нет, земли для выпаса оленей сокращаются, рыбы становится всё меньше, экология ухудшается…

Тем временем, Михельсон, вдохновлённый успехом проекта «ЯмалСПГ», делает по поводу своих экономических (и, можно не сомневаться, финансовых) перспектив всё более оптимистичные заявления. В ходе недавней Российской энергетической недели было сказано, что НОВАТЭК планирует увеличить поставки СПГ по Севморпути к 2026 году до 43 млн. тонн, в том числе не менее 20 млн. тонн на восток.

Для того чтобы вывозить с Ямала такие объёмы газа, как воздух нужны новые ледоколы, иначе в зимнее время на восток по Севморпути просто не пройти. Однако, по оценке «Атомфлота» к этому времени будут построены только три новых ледокола серии «Арктика», а продленный ресурс «Ямала», «Вайгача» и «Таймыра» исчерпан, то есть в группировке атомных ледоколов будет четыре судна, но они предназначены исключительно для круглогодичной работы в Карском море.

Чтобы не сорвать наполеоновские планы Михельсона, «Атомфлот» судорожно ищет деньги на создание самых мощных в мире атомоходов серии «Лидер». Как ожидается, стоимость одной такой машины сможет достигать 100 миллиардов рублей. По появившейся в последнее время информации, строительство первого «царь-ледокола» профинансируют из бюджета. Контракт на судно должен быть подписан не позднее декабря 2019 года, закладка должна произойти не позднее февраля 2020 года, а сдача — в 2027 году. Закладка следующих двух ледоколов планируется на 2023 год, источники их финансирования ещё не определены.

Если сроки сооружения новых отечественных ледоколов постоянно сдвигаются, а финансирования не хватает, то с арендой СПГ-танкеров у Михельсона полный порядок. Как раз сегодня 19 октября, в Сабетте под погрузку встал газовоз «Владимир Визе». Это шестой корабль типа YAMALMAX построенный для проекта Ямал СПГ. Судно ледового класса Arc 7 способно проходить через лед толщиной 2,1 м. Вместимость нового газовоза — 172 тыс. м3, длина почти 300 метров.

Справка «ЯмалPRO»:

Для вывоза углеводородов с «Ямал СПГ» строительство 15 танкеров (последний должен быть сдан в 2019 году) ведется на корейской DSME. Шесть из них — для канадской Teekay LNG, пять — для греческой Dynagas, три — для японской Mitsui OSK Lines. Российский «Совкомфлот» нашёл деньги на постройку лишь одного танкера. НОВАТЭК рассматривает возможность размещения заказа на 15 газовозов для «Арктик СПГ-2» (первую очередь планируется запустить в 2023 году) на строящейся на Дальнем Востоке «Звезде».

Виды НОВАТЭКа на Северный морской путь понятны и, судя по тому, что их поддерживает президент Путин, им суждено сбыться. А вот с превращением СМП в транзитную артерию «Восток-Запад» — всё гораздо сложнее.

До «второго Суэца» дело не дойдёт!

В августе-сентябре контейнеровоз Maersk Line прошёл Северным морским путём. Шумиха вокруг этого маршрута была устроена знатная. «Первый контейнеровоз на СМП! Севмропуть скоро станет Шёлковым!», — российские официальные СМИ из этого похода сделали событие вселенского масштаба, хотя сам Maersk заявлял, что это всего лишь тестовый рейс.

На самом деле предварительные выводы не утешительны. Судно вышло из корейского Пусана 28 августа. Средняя скорость на СМП была 12–14 узлов. Судно шло в самое благоприятное время для прохода по СМП. Тем не менее путь получился не таким уж и коротким по времени – почти месяц. Если бы этот контейнеровоз прошел южным путем через Суэц, то он дошел бы до Балтики на 35–40 день. То есть даже временное преимущество не настолько велико, как это живописуют СМИ. Также, не будем забывать, что даже летом контейнеровоз не обошёлся без ледокольной проводки. Эксперты предрекают, что Maersk спустя время даст не самую лестную оценку этому маршруту.

Может России активнее использовать СМП для внутренних перевозок? Транссибирская железнодорожная магистраль – перегружена, возить с Камчатки и Сахалина в Мурманск есть что. Но не тут-то было! Вот самый свежий пример. На Камчатке в этом году был рекордный улов. Рыбаки добыли почти 500 тысяч тонн лосося. Но холодильники и транспорт не справляются с вывозом рыбы в центральную Россию. Продукция портится и не доходит до потребителя. Её попросту вывозят и выбрасывают в лес.

С точки зрения доставки рыбы с Дальнего Востока в центральную Россию есть отличная альтернатива железной дороге – Севморпуть. Выдумывание историй про транзит и пиар Maersk, который вез контейнеры, – это, конечно, красиво, но реальная загрузка пути через Ледовитый океан – это как раз продукция дальневосточных рыбаков. Почему трасса до сих пор не используется? Почему рыбаки стонут от диктата железнодорожников, но не обращаются к «Атомфлоту» с запросом о возможности организации регулярных перевозок?

Ответ на этот вопрос можно найти в проекте федерального бюджета на 2019 и плановый период 2020—2021 годов. За вычетом средств на ледоколы в 2019-м году на Севморпуть планируется потратить 611 млн. рублей, а в 2020-м — 1 млрд. 237 млн. рублей. Эти суммы указаны в федеральном проекте «Северный морской путь». Цели в документе не указаны, но эксперты отмечают, что этих сумм в любом случае не хватит для ускоренного развития портовой инфраструктуры.

«Если цифра в 1 млрд. 848 млн. рублей на развитие портовой инфраструктуры, которое собирается потратить правительство до 2020 года, верна, то можно говорить, что все призывы президента сделать Севморпуть глобальной транспортной стратегией останутся призывами. Впрочем, если сосредоточиться только на развитии Сабетты и Мурманска и не реконструировать другие порты, то этой суммы будет достаточно, чтобы увеличить вывоз СПГ с Ямала и обеспечивать СПГ-танкерам нормальную ледовую проводку, но тогда надо прекратить говорить о создании «второго Суэца». Кстати, как и мечтать о создании глубоководных портов в Архангельске и Индиге», — отметила в комментарии ИА REGNUM доктор экономики Анна Мейзер.

Пока же на теме развития Арктики наживаются только чиновники. Например, как стало известно журналистам, комитет по Арктике администрации Санкт-Петербурга запросил из бюджета города на свою деятельность в следующем году 142 миллиона рублей! На что же чиновники собираются потратить эти деньги? Всё оказалось банально и просто. Примерно 70% на зарплаты, остальные 30% на канцелярию, технику и командировочные. Вот и все развитие Арктики. Главное оказалось – обеспечить работой 77 чиновников во главе с вице-губернатором.

Немного статистики. Те, кто до настоящего времени с упорством, достойным лучшего применения, продолжает утверждать, что Севморпуть может стать «новым Суэцем», либо дураки, либо намеренно вводят общество в заблуждение. Только в 2017 году через Суэцкий канал и его дублер прошли корабли, перевозившие 1 млрд. тонн грузов. По СМП –немногим более 10 млн. тонн. Согласитесь, даже запланированные 80–100 млн. тонн к 2024 году слишком далеки от «суэцких» цифр.

Действительно, глобальной международной популярности от СМП мы вряд ли дождёмся, а вот России эта транспортная артерия могла бы прекрасно послужить. Если, конечно, у многочисленных российских ведомств есть реальная заинтересованность в развитии страны, а не только в лоббировании финансово-экономических интересов отдельных олигархов.

Станислав Гурбин

Рубрики: Компании, Страна и Мир, ТЭК, Экономика. Метки: , , , , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

1803
Просмотры:
19
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Обдорянин пишет:

    Пишут, что один процент жителей страны владеет всеми её богатствами. Такого расслоения нет нигде. Ох доведут путин с едром, доведут

  2. Людмила Филатова. пишет:

    Интересно, а насколько рентабелен и безопасен СМП? Окупятся ли эти сумасшедшие вложения средств? Верится с трудом. У нас огромная страна, места для строительства трубопроводов и железных дорог предостаточно. Такие объекты — это в первую очередь новые города и рабочие места.
    Сегодня все решения принимаются не на перспективу, а на текущий момент. Урвать, а там хоть трава не расти.
    А ещё грустно от того, что в богатейшем регионе страны люди по пол-года и больше не получают зарплаты.

  3. Алексей Ширшов пишет:

    Объединяться нужно. Это единственный выход противостоять этим Едроссам и Путиновскому режиму. Скоро вывозить из страны будет нечего.

    • мер пишет:

      Пока у народа есть хоть кусочек хлеба, никто на такое не пойдет. А на Ямале тем более, потому как и премию дают и зарплатку пока платят и на выборах призами одаривают. А если учесть, что чиновников очень много, то народа остается очень мало.

  4. аркадий пишет:

    Такие проекты делают для двух целей:
    1. озолотить олигархов и власть, которая им помогает
    2. показать народу, что РФ сильная страна, не смотря ни на что. Ведь как ни странно, но в 21 веке российская власть занимается только показухой, а нее делом!

  5. Владимир, но не Путин пишет:

    У меня родственники в Краснодарском крае занимаются продажей леса. Если 5 лет назад они не могли еще понять, почему мы так плохо отзываемся о власти. То сегодня они говорят: ребята, как вы были правы. Потому как бизнес придется закрывать: нас теперь раздевают на дорогах новыми налогами, гаишники на пунктах раздевают не детскими штрафами, измеряющихся сотнями тысяч рублей при том, что нарушений нет, но и не докажешь ничего, а у народа за последние 2 года очень снизилась покупательская способность, каждый думает как бы на еду хватило, ни о каких стройках дач и домов уже речь не идет. Вот и остается только на хлеб и уже даже не с икрой. Вот вам малый бизнес по российски, о котором так любят заявлять Путин и Медведев, что у них там что-то растет!

  6. Йосиф пишет:

    Мужчины » с низкой социалиальной ответственностью» набивают мешки Пукину. Но в гроб ему положут только болт.

  7. Йосиф пишет:

    Пи…сы те кто за него голосовал. Хавайте и не стоните.

    • сергей пишет:

      А те, кто голосовал, такие СМИ не читают, либо по мановению волшебной кнопки «федеральный канал» считают, что такие материалы пишут злые силы Запада и Америки. А пока им федеральные каналы вешают лапшу на уши, страна идет ко дну)) И ничего никто не сделает, пока эти 76% не поймут, что их ТВ ……!

  8. РЕГИОН-СЕВЕР пишет:

    Население имеет такую власть которое имеет это население.За это и проголосовали!!.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑