Среда, 14 ноября 2018 12+

Комментарии:

Дорого и богато. Российские налогоплательщики профинансируют развитие Северного морского пути на благо Михельсона

Опубликовано: 26 мая 2018, 20:59 | Служба новостей ЯмалPRO

Сегодня, 26 мая, в Санкт-Петербурге завершил работу очередной Международный экономический форум (ПМЭФ-2018). Он стал своеобразной выставкой достижений современной политической и экономической элиты страны. Его организаторы и участники словно соревновались в том, чтобы понравиться одному человеку в стране – президенту Путину. Они показательно демонстрировали, что российский бизнес развивается, несмотря ни на какой экономический кризис и санкции.

Об этом говорил и внешний антураж форума. Богато обставленные стенды в главном выставочном павильоне подчёркивали благостную атмосферу форума. Особенно отличилась компания «Уралкалий». Её дизайнеры выложили красочную композицию из 75 тысяч роз. Не трудно подсчитать, что примерно 75 тысяч долларов было потрачено только на розы. Посетители форума сравнили это с пиром во время чумы. Стенд банка ВТБ оказался самым дорогим – он обошёлся порядка 50 миллионов рублей, а Роснефть за оформление своего стенда выложила около 20 миллионов рублей. Именно цены этих дорогих игрушек интересовали наблюдателей больше всего. Ведь, по сути, обсуждать на форуме было нечего. Его итоги никак не повлияют на экономическое будущее страны. ПМЭФ – не более, чем тусовка российской элиты, которая меряется друг перед другом размерами своего богатства и успешности.

В ходе панельной дискуссии «Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста» обсуждалась тема, близкая всем ямальцам: развитие Арктики. Здесь тоже всё дорого и красиво. На словах. А как на деле? Попробуем разобраться.

Участники дискуссии сравнили развитие Арктики не больше, не меньше, с освоением Космоса в 50-60 годах прошлого столетия: «Насколько успешным будет развитие Арктики, настолько будет успешной вся Россия!»

Особая роль в развитии Арктики отводится Северному морскому пути. По словам Алексея Лихачева, генерального директора «Росатома» «Северный морской путь является связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, между Азией и Европой. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, формирует условия для инфраструктуры морских портов, железнодорожных и речных меридиональных коммуникаций. Он обеспечивает нормальные условия жизни на северных территориях России, добычу полезных ископаемых, их транспортировку и экспорт, каботажное и транзитное судоходство».

Кратное увеличение перевозок по СМП к 2025 году до 80-90 миллионов тонн в год диктует необходимость развития инфраструктуры и, прежде всего, создание современного атомного ледокольного флота.  

Заместитель председателя правления «НОВАТЭКа» Денис Храмов недвусмысленно дал понять, что именно государство должно развивать инфраструктуру, которая будет способствовать круглогодичной коммерчески выгодной эксплуатации Севморпути как в западном, так и в восточном направлении. Гидронавигация, гидрография, гидрометеорология, система безопасности и, конечно, ледокольный флот – всё это должен обеспечить бюджет, а олигархи будут снимать «сливки». Ведь только при выполнении всех этих условий можно рассчитывать на надёжную и качественную проводку танкеров-газовозов, а значит быстро, без лишних потерь времени и ресурсов вывезти весь добытый на Ямале (а в недалёком будущем и на Гыдане) газ.

Задача бизнеса, по мнению представителя «НОВАТЭКа», только лишь обеспечение грузопотока. Как заявил Храмов проблем с этим не будет. Уже к 2030 году они смогут поставлять на внешние рынки порядка 57 млн. тонн СПГ. Тогда как вся ресурсная база ямальских месторождений почти в два раза больше! Сегодня Михельсон и КО уже в открытую заявляют о своих «наполеоновских» планах – завоевать господство на мировом рынке СПГ. Вопрос, конечно, спорный, поскольку конкуренты тоже не «пальцем деланы», а при перепроизводстве СПГ (что несомненно скажется на цене) его добыча и транспортировка к рынкам сбыта по СМП может стать не только невыгодной, но и убыточной, предупреждают эксперты. Однако те, кто озабочен развитием атомного флота и увеличением СПГ-мощностей в Заполярье, судя по всему, об этих рисках думают меньше всего.

Глава шведской компании Дан Стен Олссон оказался более сдержан в комментариях. Он отметил, что Севморпуть технически очень сложный и очень дорогой проект с неясными перспективами. По его словам, конкуренция с Суэцким каналом очень непростая задача, а в некоторых случаях просто невыполнимая.  

Первым делом ледоколы

Самая главная и дорогостоящая проблема — создание атомного ледокольного флота. Планируется, что к 2030 году у России будет порядка 10 ледоколов разного класса мощности, которые обеспечат круглогодичную проводку судов по СМП. Но беда в том, что пока таких ледоколов только 4, при этом два из них – один уже в этом году и ещё один в 2020-м — будут выведены из эксплуатации. Для того, чтобы построить новые, по словам генерального директора «Росатома» Алексея Лихачева, необходимо порядка 0,5 триллиона рублей! У государства таких денег просто нет. Инвестиции тоже взять неоткуда, ведь экономическая составляющая услуг ледокольного флота до сих пор не посчитана. А без решения вопроса о тарифах за проводку судов, грузоотправители не спешат вкладывать деньги в строительство ледоколов.

«Три ледокола мы строим здесь, в Санкт-Петербурге. Это «Арктика», «Сибирь», «Урал», который уже на стапелях. Тем самым мы делаем первый шаг к строительству крупнейших в мире атомных ледоколов, которые заложат основы ледокольного флота с круглогодичной проводкой», — оптимистично заявил Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации.

Однако пока всё это не более, чем красивые слова. Удивительно, но в ходе дискуссии никто не упомянул о проблемах, с которыми имеют дело создатели ледоколов. Строительство даже тех машин нового типа, которые заложены и вроде бы спущены на воду, затягивается. Путин уже издал распоряжение о переносе сдачи первого ледокола «Арктика» с 2017 на 2019 год. Этот срок специалисты называют критичным. Работающие сейчас ледоколы едва справляются с возросшими объёмами проводки судов в западной части СМП. Так что говорить о начале круглогодичной навигации пока не приходится. Судя по всему, решение этого вопроса переносится как минимум на 2023 год, когда обещают сдать мощнейший ледокол «Лидер», но он пока даже не заложен. Все остальные суда, сдача которых уже перенесена, смогут разве что осуществлять бесперебойную проводку танкеров-газовозов и редких транзитных судов по восточному плечу в летнюю навигацию.

Задержка со строительством ледокола «Арктика» связана с пресловутым импортозамещением. Эту работу доверили заводу «Киров-Энергомаш», который входит в структуру петербургского «Кировского завода», но он не справился с поставленной задачей.

Причину специалисты видят в проблеме с испытательным стендом для турбогенераторов, который на «Киров-Энергомаше» фактически построили с нуля. До конфликта с Украиной все эти работы проводились на Харьковском заводе. В Кирове пришлось создавать всю технологическую цепочку заново. Отсюда и  задержка, тем более, что в ходе испытаний был выявлен целый ряд технических отклонений, которые не позволяют поставить генератор вовремя. В первую очередь именно это и влияет на сроки сдачи ледоколов. Как следствие, на «Балтийском заводе» оказались остановлены монтажные работы в машинном отделении «Арктики», а на увязку генератора с обеспечивающими системами судна уйдет ещё не менее полутора лет.

На протяжении добрых пяти лет только и разговоров, что о создании инфраструктуры для Севеморпути, разработке нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность. Но до сих пор ни портовая инфраструктура, ни безопасность прохождения СМП не соответствуют никаким, даже самым скромным современным требованиям. Кроме того, Севморпуть — это ведь не «вещь в себе», он не замыкается в собственных границах. Необходимо создавать порты перевалки грузов, логистику, строить железнодорожные подъездные пути. Всё это предполагается создать в раках программы «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» до 2025 года, на которую опять же из федерального бюджета предусмотрено выделить порядка 190 миллиардов рублей. Но проблема в том, что финансирование по этому документу предусмотрено только с 2019 года.

Словом, куда не глянь, а всё упирается в отсутствие денег. Инвесторы не спешат вкалывать средства в проект с неясными перспективами, а государство пока не готово распечатывать кубышку, под названием «Фонд национального благосостояния». Хотя высокопоставленных лоббистов, усиленно «педалирующих» тему финансирования СМП за счёт бюджета, развелось столько, что волне возможно очередная российская «стройка века» опять ляжет на плечи налогоплательщиков.

Станислав Гурбин

Рубрики: Страна и Мир, ТЭК, Экономика. Метки: , , , , , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

2035
Просмотры:
7
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. НАСЕЛЕНИЕ пишет:

    Раньше ледокол ЛЕНИН везде успевал а теперь атом флот для МИХЕЛЬСОНА построить морда лица не треснет и все на наши налоги.

  2. КАЦ ИЗ ТЕЛЬ-АВИВ пишет:

    Михельсон пытается транспортные издержки скинуть на бюджет.

    • мер пишет:

      Ну если бюджет, за который отвечает Путин и Медведев, не против, то почему бы и нет? Власть сегодня думает об олигархах, а не о народе. Спасибо царю батюшке за их счастливое будущее!

  3. миша пишет:

    Вот потрындеть у нас любят. Бабки все за границу с позволения Путина повывозили, налоги от Путина получили, а теперь им еще и государство должно обеспечить инфраструктуру. Вот молодцы, так бы на благо экономического развития страны и улучшения материального положения обнищавшего народа думали…..

  4. марина пишет:

    На оформление всех этих стендов можно было бы вылечить ни одного больного ребенка. Казнокрады бездушные!

  5. Гольдштейн пишет:

    Готовят почву к объединению округов янао/хмао/тюм области. Появляются два центра: Тюмень приобретает статус бизнес-промышленного, индустриального центра всей области (Нью-Тюмень). Второй центр, вторая столица чисто управленческая, административная — в Салехарде. Чиновников, всю власть собирают со всей области в общую структуру и переносят в Салехард (Салехардстоун), т.к. ворота в Арктику, Сев.мор путь, запуск СПГ заводов и т.д. Когда чиновники в одном аквариуме, они лучше работают и меньше таскают. Чтобы денежные потоки шли туда, куда надо. Т.к. стратегический регион. Кстати, ничего хорошего для местных чиновников не будет, т.к. грядет большая чистка. Десант из новых, идейных и готовых к бою уже готов и ждет команды. Ничего личного, просто местные кадры заплыли в жиру, не способны решать глобальные задачи, в рамках постановки новых задач здесь местная, обрюзгшая номенклатура будут тормозом. Но, на заслуженный отдых отправят в почете. Кстати, здание в Салехарде уже одно зарезервированно под это дело. Уже тогда была команда не трогать. Всем шалом.

  6. пенсионерка пишет:

    Даже в 1944-45 г.г. находили средства и отправляли геологов в экспедиции, а сейчас недра прихвачены и перемены только в офисах, 9-ю ст. и бюджетное правило новая команда не перепишет.

  7. МЕСТный пишет:

    А в Конституции РФ написано, что недра принадлежат народу… Врет видать Конституция!?

    • Даль пишет:

      ага, там еще для лохов о выборах написано и многиом другом, пусть платят, сами выбрали себе ярмо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑