Вторник, 24 апреля 2018 12+

Комментарии:

Вокзал для своих. Почему грандиозное сооружение в Новом Уренгое обречено на убытки

Опубликовано: 17 апреля 2018, 10:18 | Служба новостей ЯмалPRO

Начнём с предыстории. На протяжении долгих 30 лет новоуренгойцы, гости газовой столицы, вахтовики, жители соседнего Надымского района, чтобы воспользоваться услугами железнодорожного транспорта, вынуждены были коротать время в бараке, который и вокзалом то сложно было назвать. Одна  работающая касса и туалет на улице – вот и вся транспортная инфраструктура. Сроки строительства нового здания скорректировали «перестройка» и «лихие 90-е». Реальная работа по его возведению началась только в 2011 году. Почему ямальские власти решили, что Новому Уренгою нужно большое монументальное здание вокзала, остаётся загадкой. Может потому, что так проще «освоить» миллиарды бюджетных рублей?

Воплотить грандиозный проект в реальность по тогда ещё только зарождающейся программе государственно-частного партнёрства, новый губернатор Дмитрий Кобылкин доверил фирме «ВИС». Это была своеобразная «путёвка в жизнь» для строительной компании, которая впоследствии превратилась в главного подрядчика самых разных, в том числе необоснованно дорогих, проектов ямальских властей.

Справка «ЯмалPRO»:

В 2015 году многофункциональный вокзал в Новом Уренгое принял первых пассажиров. На строительство здания из стекла и бетона из окружного бюджета было потрачено около 3 миллиардов рублей. Общая площадь помещений составляет 23,8 тыс. м². На первом этаже находится объединенный пассажирский зал ожидания площадью 750 м².

ЯЖДК  в своём ответе на наш запрос сообщила, что пассажиропоток на вокзале составляет без малого 295 тысяч человек в год (порядка 800 человек в день). Но известно, что львиная доля пассажиров вообще не пользуется привокзальной инфраструктурой. Они либо разъезжаются сразу по прибытии поезда, либо приезжают к посадке. Ведь Новый Уренгой не является станцией пересадки и вряд ли ею когда-нибудь станет.

Не удивительно, что основную часть времени этот монстр из стекла и бетона пустует, ведь местная ЖД станция принимает и отправляет только 5 пассажирских поездов в сутки. Поэтому вокзал зачастую наполняется людьми только перед отправлением очередного состава.

За счёт чего же живёт такая махина? По официальным данным АО «Ямальская железнодорожная компания» (ЯЖДК) содержание вокзала и всей инфраструктуры обходится в 120 миллионов рублей в год. Самой эксплуатирующей организации эти расходы не потянуть.

В настоящее время многофункциональный вокзал находится в доверительном управлении ЯЖДК. В соответствии с договором между Департаментом имущественных отношений ЯНАО и акционерным обществом, действуют следующие показатели и критерии эффективности деятельности доверительного управляющего:

  • отправление пассажиров со станции Новый Уренгой (не менее 200 тысяч пассажиров в год);
  • круглосуточная эксплуатация объекта;
  • использование пригодных для аренды площадей, предусмотренных проектом (не менее 300 кв. м.);
  • наличие работы трёх касс по продаже билетов (в том числе терминалов).

Вознаграждение, полученное ЯЖДК за доверительное управление вокзалом:

  • 2015 г. — 46 610,17 тыс. руб.
  • 2016 г. — 71 398,31  тыс. руб.
  • 2017 г. — 71 186,44 тыс. руб.

Разницу — 50 миллионов рублей в год ЯЖДК, судя по всему,  покрывает из собственных средств. А их не так много.

Так что пока вокзал приносит одни убытки, как ямальскому бюджету, так и ЯЖДК. Выход можно было бы найти в сдаче в аренду многочисленных пустующих площадей, но предприниматели пока не «ломятся к кассе». Разворачивать бизнес из-за нескольких сотен случайных посетителей никто не хочет, тем более, что цена аренды явно завышена. По некоторым данным она составляет около 2 тыс. рублей за квадратный метр.

Ситуацию могли бы исправить специальные программы поддержки малого бизнеса, готового арендовать многочисленные площади, а также снижение арендной платы. Но  пока дальше «проработки вопросов» в этом направлении дело не идёт.

Руководство ЯЖДК нивелирует убыточность вокзала социальной значимостью объекта, которая важнее прибыли, но денег на содержание здания от этого больше не становится. У компании не самое радужное экономическое положение. До недавнего времени ямальские железнодорожники получали неплохие деньги от эксплуатации железной дороги Новый Уренгой – Ямбург, работая на подряде у Газпрома. Но газовый монополист отказался от перевозки грузов по этой ветке. В настоящее время проводится экспертиза экономической целесообразности её использования. Так что вполне возможно, на Ямале появится ещё одна «мёртвая дорога».

Чтобы хоть как то сводить концы с концами и оплачивать многомилионные счета за содержание многофункционального вокзала, ЯЖДК как воздух нужны дополнительные доходы. Пока надежда у руководства одна, на скорое строительство Северного широтного хода. Ведь, в конечном счёте, именно для его эксплуатации компания и была создана. Но и эти перспективы пока туманны.

Вячеслав Китаев

Рубрики: Города, Компании, Новый Уренгой, Экономика. Метки: , , , , , , , .


Рейтинг новости:

1503
Просмотры:
16
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. тим:

    Видимо у кого-то в голове помещаются только миллиарды,другие суммы им неведомы.

  2. вика:

    Ну все через одно место…
    Ведь можно было нормальный небольшой вокзал построить.
    А остальные миллионы на жилье пустить, ведь людям жить негде…

  3. таможня:

    Вот здесь и нужно всю цепочку раскрыть (кто пописывал документы на это строительство) и взыскать с них все компенсации потраченные округом.

  4. Пронька:

    Та же самая история с речным вокзалом в Салехарде, но стоит он наверное дороже чем жд вокзал в НУренгое. С приходом кобылкина в губернаторы стоимость всех строительных объектов увеличилась в три раза.

  5. сергей:

    Команда 89 вся с распальцовкой как у Кононенко! Круть им нужна на фоне гнилых деревяшек. Так ладно бы эта круть была функциональная, а она так для красоты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑