Воскресенье, 20 сентября 2020 18+

Комментарии:

Дело государственной важности. Как налогоплательщики для Михельсона Севморпуть прокладывают

Опубликовано: 30 марта 2017, 11:55 | Служба новостей ЯмалPRO

Главной темой первого дня работы международного арктического форума «Арктика – территория диалога» стало обсуждение перспектив Северного морского пути (СМП), а также связанного с этим обновлением российского ледокольного флота и освоением природных богатств Арктики в первую очередь на севере Ямала и Красноярского края. Об этом говорили на госсовете по делам Арктики и на главных дискуссионных площадках.

Что важнее — экономика или геополитика?

Говорить о коммерческой привлекательности Севморпути, даже, по мнению чиновников отраслевых министерств, сегодня крайне преждевременно. Как признался в кулуарах форума заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков, финансовую модель этого проекта ещё никто толком не считал. При низких ценах на топливо судовладельцы  не горят желанием тратить лишние деньги на ледокольную проводку своих судов по арктическим морям. Тем более что обеспечить стабильное круглогодичное функционирование СМП пока невозможно. И дело не только в отсутствии портовой и навигационной инфраструктуры, но и в отсутствии у России мощного ледокола, способного в зимнее время беспрепятственно провести по «восточному плечу» Севморпути караван судов с коммерческими грузами.

Перспектива СМП на всём его протяжении появится только тогда, когда Россия построит ледокол с мощностью силовой установки 120 мВт. Пока его прототип можно увидеть только на картинке. Проект обещают подготовить к концу этого года. И только тогда можно будет определить, в какую сумму обойдётся стране супер-ледокол, который сможет преодолевать четырёхметровые льды. Даже если решение о его строительстве будет принято, на это потребуется, как минимум пять лет.

Но пока нет ответа на самый главный вопрос: зачем? Стоит ли, несмотря на колоссальные финансовые издержки, затевать эпопею с круглогодичным функционированием СМП, если кроме дополнительных геополитических дивидендов это ничего не принесёт? 

Мы говорим Севморпуть, подразумеваем «Ямал СПГ»

Пока о коммерческом потенциале Севморпути можно говорить разве что в увязке с деятельностью в арктической зоне нескольких ресурсодобывающих компаний, которые уже вывозят и ещё долго будут вывозить сырьё с северных месторождений Ямала и Красноярского края: Норильский никель, НОВАТЭК, Газпром нефть.

Причём, если Норникель и нефтяники худо-бедно справляются с транспортировкой своих объёмов, то у проекта «Ямал СПГ» совсем другие масштабы. В этом случае возлагать надежды на морально и физически устаревшие ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» не приходится. Через два-три года их вовсе предстоит выводить из эксплуатации  в связи с окончанием срока службы силовых установок.

Для того чтобы обеспечить бесперебойный вывоз газа из порта Сабетта в Обской губе и полезных ископаемых Норильского никеля из устья Енисея, на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строят три новых атомных ледокола, которые будут работать во льдах Карского моря, обеспечивая потребность ресурсодобывающих компаний в ледовой проводке. Впрочем, со сроками строительства ледоколов не всё так гладко, их пришлось сдвинуть. Теперь планируется, что первый из них – Арктику — сдадут заказчику не раньше 2019 года.

Идеологи и стратеги глобального энергетического СПГ-проекта на Ямале изначально исходили из того, что доставлять газ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона  по «восточному плечу» Северного морского пути с обязательной  ледокольной проводкой можно будет не более пяти месяцев в году. Всё остальное время сырьё собираются вывозить в западном направлении.

Эта концепция нашла своё подтверждение и на арктическом форуме. Выступая на заседании госсовета по развитию Арктики, зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что к 2022 году объём перевозок по Севморпути увеличится до 40 млн. тонн в год. Вполне возможно, ведь в этой цифре заложены объёмы поставок СПГ с полуострова Ямал. А они, по словам председателя правления НОВАТЭКа Леонида Михельсона, уже в 2019 году составят 18 млн. тонн. При этом 15 танкеров-газовозов будут выполнять около 250 круговых рейсов в год, вывозя сырьё в бельгийский перевалочный порт Брюгге. Там его с «арктических» газовозов будут перегружать на обычные – морские и по традиционному торговому пути через Суэцкий канал СПГ доставят в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Проект, не имеющий аналогов в мире

Строительство завода Ямал СПГ, разработка близлежащего Тамбейского месторождения, создание транспортной и сопутствующей инфраструктуры. Всё это требует колоссальных финансовых затрат. По объёму капвложений ямальский СПГ-проект уже называют не имеющим аналогов в мире.

Только программа обновления ледокольного флота уже обошлось госбюджету более, чем в $2 млрд. Добавьте сюда затраты казны на создание транспортной инфраструктуры – строительство аэропорта и морского порта – более 100 млрд. рублей. Напомню, что «Ямал СПГ» получил освобождение от различных налогов, а также таможенных сборов за ввоз импортного технологического оборудования, средства из фонда национального благосостояния. Словом, НОВАТЭКу досталась колоссальная часть бюджетного «пирога».

Ну и самое главное – организация добычи газа в сложных климатических условиях. Невозможно даже представить тяжесть финансовой нагрузки, которая «давит» на себестоимость одного кубометра газа, поставляемого на экспорт. Тем более при сегодняшних низких ценах на энергоносители. Поэтому государство вряд ли в ближайшее время сможет «отбить» свои деньги. В первые годы своего существования «Ямал-СПГ» едва сможет сводить «дебит с кредитом». Так  что ни о каком значительном наполнении бюджета от продажи полезных ископаемых в обозримом будущем говорить не приходится.

Тем временем, на форуме в Архангельске Леонид Михельсон озвучил новые стратегические планы. По его словам, через 6-7 лет, когда будет запущен завод «Арктик СПГ» на Гыданском полуострове, НОВАТЭК сможет поставлять на экспорт более 70 млн. тонн сырья в год, что составит более 15% всего мирового производства СПГ.

Станислав Гурбин

Фото на слайдере: dmitry-v-ch-l.livejournal.com

Рубрики: Компании, ТЭК, Экономика. Метки: , , , , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

1686
Просмотры:
17
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. миша пишет:

    По несколько раз в год проводят всякие мероприятия на эту тему, летают целыми правительствами, живут там все эти гости, а их сотни, в шикарных гостиницах, тратятся на чартеры, а в итоге — все это пустышка. Раньше в советское время такого количества форумов отродясь не было. Просто делали чиновники свое дело и все. А тут надо понавыдумывать для красного словца. Понятно, что даже если Кобылкина и на третий срок поставят, то никакого СМП и СЖХ не видать ни ему, ни нам. А ведь уже сколько лет говорит, что это так прекрасно отразится на нашей жизни. Пока не заметно. Боюсь, что действительно так и останется все на словах.

  2. .Владимир. пишет:

    У нас прямо на глазах происходит еще одно «действо»! Только, что мы оставим нашим детям и внукам? Одни небылицы!

  3. Николай пишет:

    Всё согласно плану «Золотой миллиард» и реализации геополитического места России — сырьевой базы. Реализация указанного проекта и распродажа России-матушки происходит за счёт порабощённого (колониального) народа. А насчёт населения беспокоится не стоит, его и так надо немного подсократить — раза в два-три.

  4. Николай пишет:

    Товарищ Сталин взял грех на душу — отобрал в 31-ом хлеб у крестьян, обменял заграницей на оборудование, технологии и дал толчок для индустриализации страны, результат — развитая промышленная супердержава с ростом ВВП не менее 10% в год. Что сейчас? Из года в год распродаём нашу Родину и никаких результатов. Какие выводы напрашиваются?

  5. НЕ ЧИТАЙТЕ ЯМАЛЬСКИХ ГАЗЕТ ПЕРЕД ОБЕДОМ пишет:

    ПОЧЕМУ ГАЗОВОЗ ПОД КИПРСКИМ ФЛАГОМ ВРОДЕ КАК У НАС ПОСТРОИЛИ-СТРАННО

  6. пенсионерка пишет:

    С ямальского газа всем польза — азиатско-тихоокеанскому региону, Бельгии, Газпрому, иностранным верфям, поставщикам
    оборудования. А ямальцам ежегодный дефицит бюджета и ветеранам обещание Кобылкина Ямальского-3 со словами «придётся потерпеть».

  7. мер пишет:

    Если через 3 года дороги Надым -Салехард не будет — это будет самым большим позором Кобылкина.

  8. колян пишет:

    Как говориться: трындеть — не мешки ворочать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑