Понедельник, 5 декабря 2016 18+

Когда растают льды… Губернатор Кобылкин пролагает Северный морской путь вопреки законам природы и экономики

Опубликовано: 17 октября 2016, 11:19 | Служба новостей ЯмалPRO

severnyiy-morskoy-put

Северный морской путь, на возрождении которого некоторые амбициозные губернаторы планируют сделать себе имя, приходит в забвение.

Почувствуйте разницу

Объём грузовых транзитных перевозок по Северному морскому пути:

  • 2013 год – 1,18 млн тонн;
  • 2014 год – 274 тыс. тонн;
  • 2015 год – 39 тыс. тонн.

Как видно, пик транзитных грузоперевозок по СМП пришёлся на 2013 год. Именно тогда некоторые иностранные судовладельцы решили на практике проверить его возможности, как самого короткого пути по воде из Европы в Азию. Попробовали и поняли, что возить грузы Северным морским путём неудобно и экономически невыгодно.

Подобное мнение разделяют и эксперты:

«Преимущество сокращения путевого расстояния между Атлантическим и Тихим океанами на 24% нивелируется множеством факторов, в том числе более тяжёлыми погодными условиями и наличием плавающего льда, что требует удорожания конструкции судов и вложений в адаптацию к зимним условиям».

Кроме того, по их мнению, СМП считается наименее надёжной альтернативой Суэцкому каналу в случае контейнерных перевозок:

«Отдалённость, отсутствие широкополосных каналов связи, ограниченные возможности поисково-спасательных служб определяют повышенный риск работы в Арктике. Мелководье лимитирует размеры судов, движение льдов обусловливает непредсказуемость времени прибытия судов».  

dva-puti

Судоходные компании тоже давно просчитали издержки и пришли к неутешительному для России выводу: идти по СМП невыгодно. Например, контейнеровоз, следующий из японского порта в Иокогаме в голландский Роттердам (крупнейший порт Европы) по традиционному морскому маршруту, как рейсовый автобус заходит по пути в порты, сгружает одни контейнеры, берет на борт другие и таким образом повышает прибыльность рейса. Двигаясь по СМП, заходить некуда. К тому же судовладельцам придется обновить флот, закупив контейнеровозы повышенного ледового класса, а такие на 20–30% дороже обычных. Другой минус — скорость движения. Севморпуть короче, но и скорость движения по нему в сопровождении ледоколов в 2–3 раза медленнее. Да и за проводку ледоколами придется доплатить. А плата маленькой не будет, учитывая, во сколько Россия оценивает развитие СМП. Предполагается, что затраты на реализацию только основной части проекта должны составить около 115 млрд рублей. Ещё больше, до 180 млрд рублей, необходимо на обновление парка ледоколов.

В тоже время через Суэцкий канал около 20 тысяч судов ежегодно перевозят без малого 1 миллиард тонн транзитных грузов. В августе торжественно открыто дополнительное русло канала, дина которого 35 км, ширина – 317 м, глубина – 24 м.

Строительство Суэцкого канала-2, рассчитанное на пять лет, реализовано всего за один год, причём без превышения сметы в $4,2 млрд. Для сравнения: сооружение футбольного стадиона «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге продолжается уже чуть ли не 10 лет и обошлось почти в $1,5 млрд.

Но в этом случае важнее даже не стоимость канала, а его экономическая эффективность: увеличение транзита судов в два раза и двукратное же повышение доходов египетской казны.

konteynerovoz

Иностранные инвесторы (китайцы, корейцы, японцы), конечно, проявляют интерес к Севморпути, но их, прежде всего, интересует возможность вывоза энергоресурсов, которые будут добываться на арктическом шельфе и на Ямале.

Ямальский мечтатель

Получается, что неоспоримые законы рыночной экономики хоронят «голубую» мечту губернатора Кобылкина. В одном из своих первых интервью он не на шутку разоткровенничался:

«…я хочу открыть Северный морской путь, для меня важнее ничего нет, это, может, дело моей жизни. Для России сейчас транспортная инфраструктура важна как никогда. Северный морской путь — это соединение рынков Европы с рынком Азии. Обратите внимание: товарооборот между Европой и Китаем составляет 567 млрд долларов. В странах АТЭС живет 4 млрд человек из семи, и на каждого человека там приходится четыре морских контейнера в год. Вы можете себе представить, какой это оборот? И Россия должна стать транзитом для этого оборота. Мы просто обязаны проложить этот путь».

А однажды Дмитрий Кобылкин и вовсе поставил задачу развития Северного морского пути в зависимость от политической конъюнктуры. Не далее, как в декабре прошлого года губернатор Ямала сказал буквально следующее:

«Чтобы Севморпуть работал 12 месяцев, а не 6, нам необходимо максимально нагрузить его. В том числе, иностранными перевозками тех стран, у кого есть проблемы с Турцией и Египтом».

Хотелось бы спросить «дальновидного ямальского политика»: а если  проблем с Турцией и Египтом ни у кого не будет, тогда что?

Многообещающие заявления «Капитана Арктика» о круглогодичной работе Северного морского пути до сих пор не подкреплены реальными экономическими и метеорологическими расчётами. Вот что сказал в недавнем интервью руководитель ФГКУ «Администрация Севморпути» Александр Ольшевский  по поводу зимнего судоходства в восточной части СМП:

sevmorput

«Там более длительный период покрытия льдами, более тяжёлые условия, более протяжённые трассы. У нас пока нет опыта прохождения по всему маршруту СМП в зимнее время на регулярной основе. Мы уже предлагали сделать экспериментальный рейс атомного лихтеровоза «Севморпуть» для проверки экономической целесообразности таких перевозок. И вице-премьер дал поручение «Росатому» проработать предложения по выполнению именно этого рейса. Да и надо посчитать финансово-экономическое обоснование перевозки груза».

Путь внутреннего пользования

Российские чиновники разного уровня продолжают настаивать на счастливом будущем Северного морского пути. Не далее, как в конце августа на шестой встрече государств-членов Арктического совета секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что «грузопоток по СМП к 2020 году может достичь 65 млн тонн в год». И это при том, что за весь прошлый год по нему перевезено чуть больше 5 млн тонн грузов.  Предварительные данные свидетельствуют о том, что по итогам этого года будет и того меньше.

ledokol

Причём, основную массу – 95% грузов везут российские компании, у которых нет альтернативного пути – «Норильский никель», «Ямал СПГ», «Газпромнефть», плюс северный завоз в отдалённые порты. Так что  Северный морской путь остаётся исключительно внутренней транспортной артерией, которую Россия вынуждена использовать для доставки или вывоза грузов с отдалённых арктических территорий. Например, серьёзный рост перевозок грузов по СМП в 2015 году был достигнут за счёт доставки угля, материалов и техники для военной инфраструктуры. В 2016 году тенденция военно-стратегического развития Севморпути продолжилась. А вот объём перевозок угля, по словам Михаила Толстикова, заместителя гендиректора по коммерческой работе Архангельского морского торгового порта (одного из крупнейших на Севере), упал примерно наполовину из-за того, что это стало экономически невыгодно.

На сегодняшний день Северный морской путь нельзя считать экономически привлекательным транзитным маршрутом ни для судовладельцев, ни для инвесторов. Но ситуация вполне может измениться, когда растают арктические льды.

Станислав Гурбин

Рубрики: Общество, Страна и Мир, ТЭК, Экономика. Метки: , , , , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

892
Просмотры:
9
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. север:

    Не спорьте с Дмитрий Николаичем, он всегда прав, даже если неправ с точки мирозрения.

  2. мер:

    Когда растают арктические льды, Кобылкин явно будет уже не при этой должности. Так что о его обещаниях все забудут.

  3. петрович:

    У нас о многом говориться, многое обещается, а потом забывается, переносится на новые сроки, как например дорога до Надыма. Наверно, я не доживу до окончания строительства.

  4. Ямалец:

    главное заявить, а затем списать на кризис, отсутствие денег и другие причины в любой момент можно без зазрения совести. все в России так делалось, делается и будет делаться. Политика

  5. Саша:

    Вот бы еще наш кормчий рассказал, что он собирается возить по северному широтному ходу! Только конкретно, что именно и в каких объемах?Хотя бы по дороге Надым-Салехард и мосту через Обь? ну кроме конечно поездок людей в отпуск. Так может на деньги уже потраченные на строительство и планирующихся к «освоению» хватит на переселение всех жителей Салехарда, Лабытнаног, Аксарки, Харпа … в более теплые места и выплатой компенсации на ближайшие 5 лет? Не может, а хватит! Ну на край, каждой семье купить по легкомоторному самолетику. чтобы в отпуск летать:-)
    Стоимость моста планируется 60 млрд, численность населения примерно 100 000 человек (это еще с большой прибавкой), итого на человека только с моста через Обь — 600 000 рублей. добавляем остальные мосты, дорогу, электростанцию в Салехарде — ну как раз на небольшой самолетик:-)

  6. Николай Быков:

    Саша!
    Не могу с Вами согласиться в полной мере.
    Поясняю.
    Если с точки зрения «бытовки», то вы — правы: Ни железная, ни автомобильная дорога — не нужны.
    Если же с точки зрения оборонно-стратегической, да, ещё и с учётом использования «ракетных» поездов, то дорогу следует вести до Чукотки и Магадана.
    Да и не мешало бы освоить и территории, что лежат вдоль предполагаемого пути. Сколько там всего лежит?!…
    Но…
    Нужны новые, более эффективные и менее затратные технологии возведения объектов транспортного, промышленного и жилищного строительства.
    Разработок по этим темам — пруд-пруди!
    Я и писать-то устал про энергосберегающие камнелитейные технологии. А где исследования по ним? Каков должен быть шихтовый состав для, предположим, укладки железнодорожного пути, для строительства, моста, для возведения здания депо?
    Многим читателям ЯМАЛПРО известно и о моих ресурсосберегающих разработках в области ремонтно-восстановительных, противоизносных препаратов на основе нашего, ямальского, сырья!
    Где эти ремонтно-восстановительные, противоизносные препараты?
    Где дешёвая нефть Виктора Гузя?
    Где топливо Владимира Пяткова на основе воды и нефтяных топлив?
    А где исследования по этим разработкам?, где опытно-промышленное их использование?
    Одним словом — где внедрение???
    Нет никакого внедрения!
    Денюжки, на эти цели, очень успешно и, с большим криминальным эффектом, улетучиваются…
    Испаряются, одним словом!…
    А, может быть нам химики смогут объяснить про денюжки-то?…
    Химики, они — такие!!!……….
    Они всё могут!…

  7. мамонт:

    Статистика неверная. В 2016 году будет рост перевозок по СМП

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑

Яндекс.Метрика