Четверг, 26 ноября 2020 18+

Комментарии:

Вход свободный. Как города превращаются в галереи под открытым небом

Опубликовано: 30 сентября 2016, 12:45 | Служба новостей ЯмалPRO

Пока мир пересматривает новый трейлер ожидаемого документального фильма о Бэнкси – самой известной фигуре мирового стрит-арта и спорит о его личности, мы знакомимся с современными художниками, меняющими облик российских городов. Открытые лица, добрые идеи и «теплые стены». Последнее – как итог работы фестиваля уличного искусства и граффити «Стенография», который прошел в 9 городах России. На Ямале фестиваль сделал 4 остановки.

Хулиганы или художники

dsc08137

Еще каких-то 15 лет назад «граффити» и «уличный художник» воспринимались исключительно негативно всеми, кому за двадцать, и не вязались в одном абзаце со словами «добро», «красота» и «искусство». Тогда и сами граффитчики на стенах не рисовали, а бомбили, а горожане сетовали на недостаточное наказание за подобный «вандализм».

В эпоху своего зарождения граффити было инструментом острого социального протеста. Воспринималось так же остро.  В России до середины 90-х граффити носило характер эпизодический, а в конце прошлого века и на заре нулевых это течение приобрело заметный размах. Тогда и с протестами стало свободнее, и с информацией. Интернет, журналы «Ом» и «Птюч» — три окна в мир для молодежи того поколения. Баллончики с краской, замысловатые надписи на стенах, трафареты на скорую руку, милиция и общественное осуждение.  Примерно одинаковые стадии проходило каждое визуальное произведение. В случае, если оно и впрямь оказывалось удачным – последнее – осуждение, превращалось в обсуждение и, пожалуй, именно тогда началась трансформация. Хулиганов – в художников. Прежде всего – в общественном сознании. И разница тут не только в прошедшем с момента зарождения граффити в нашей стране времени, но и в стилистике самих произведений. Менялось время, идеи, настроения, но граффити всегда оставалось актуальной формой самовыражения. Сегодня райтерам не приходится доказывать, а лишь показывать, что они, прежде всего, – художники. Открытые и честные. Ведь главное отличие граффити – в доступности. Если произведения искусства, скрытые в залах галерей доступны лишь заинтересованным, то стрит-арт художники буквально обнажают свой внутренний мир на городских улицах. И здесь нужна определенная смелость.

 

pita

 «Стенограффия-2016», Екатеринбург, Peeta (Италия)

Многие из тех, кто обличал пороки общества и системы тогда, сегодня используют визуальный язык граффити не для протестного монолога, а для диалога. С городом, с его жителями и гостями. Сегодня стрит-арт – полноправное направление современного искусства, пожалуй, единственное, не подвергшееся тотальной коммерциализации. Равнодушных по-прежнему нет.

dsc08072

 «Стенограффия-2016», Ханты-Мансийск, Bozik (Казань)

14_11

 «Стенограффия-2016», Екатеринбург, Александр BLOT (Пенза)

И все-таки художники

Одним из первых дружественных к стрит-арту государств в постсоветском пространстве можно смело считать Беларусь. Минск и Гомель с 2003-го принимают международные фестивали граффити. Примерно в то же время начали проводиться фестивали и граффити-батлы в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня  в российских городах уличные художники объединяют в единый визуальный образ целые кварталы. Будь то «Дворик искусств» в северной столице, «Изумрудный космос» в подмосковном Красногорске или «Маленькая Британия» в Екатеринбурге. Со временем подобные стрит-арт объекты становятся не только полноправной частью города, точками маршрутов туристов, но и новыми символами городского пространства. И вот уже опыт Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Омска и Новосибирска перенимают крупные промышленные города и небольшие поселки. Непримечательные трансформаторные будки, серые технические строения, глухие фасады превращаются в арт-объекты.

6-_mumi

 «Стенограффия-2016», Екатеринбург, Всеволод Стекольщук

khameleon

 «Стенограффия-2016», Екатеринбург, Георгий Куринов (Краснодар)

port

«Стенограффия-2015», Новый Порт, Марина Ягода (Новосибирск)

Диалог

В последние годы стрит-арт стал неотъемлемой частью городской среды.  Если налажен мост от художника – к администрации, пройдены все этапы согласования и виртуальный эскиз становится частью городского пространства — выигрываем мы, зрители. Ощущение, что как только появилась возможность творить легально и вдумчиво – художники подобрели и их работы заговорили с горожанами не только на остросоциальные темы, но и на языке персонажей мультфильмов, классиков отечественной литературы, поп-идолов и героев компьютерных квестов.

Тот случай, когда Михаилу Булгакову, Кеннету Грэму и Павлу Бажову место не только на книжной полке.

lenachelyisheva

«Стенограффия-2015», Ноябрьск, ЧЖНС

bazhov

 «Стенография-2016», Екатеринбург, Вася Бас при поддержке Custom Flava

mur2

 «Стенограффия-2015», Муравленко, Сергей Иванов и Максим Скорбатюк

Тандем Александра Дергачева из Екатеринбурга и ноябрьского художника Сергея Иванова подарил нефтяной столице Ямала добрую работу «Teddy stories».

den_6752_novyiy-razmer

«Стенограффия-2016», Ноябрьск, Александр Дергачев и Сергей Иванов

omsk

«Стенограффия-2016», Омск, Константин Александров (Павлодар)

image1

«Стенограффия-2015 и 2016», Ханты-Мансийск

sashahohlova

«Стенограффия-2015», Ноябрьск, Саша Хохлова (Омск)

teplosevera

«Стенограффия-2016», Муравленко, команда Plushedelica (Москва)

plyusha

Стенограффия-2016», Ноябрьск, команда Plushedelica (Москва)

Стенограффия

Сегодня фестиваль, который 6 лет назад организовали несколько увлеченных стрит-артом екатеринбуржцев, является крупнейшим в России и входит в TOP-20 самых масштабных фестивалей уличного искусства в мире.

ekatrinburg

«Стенограффия» — ежегодное стрит-арт событие, объединяющее ведущих российских и зарубежных художников уличного искусства. Фестиваль начал работу в Екатеринбурге в 2010 году. За время его проведения созданы десятки стрит-арт объектов, ставших широко известными не только в России, но и за рубежом, и вошедших в ведущие международные каталоги уличного искусства. В 2015 году, при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» «Газпром нефти», фестиваль впервые вышел за границы Свердловской области и был проведен в семи населенных пунктах, оставив после себя более полусотни ярких арт-объектов. Ежегодно на карте фестиваля появляются новые «точки». В 2016 году «Стенограффия» проходит уже в 9 городах.

Александр Дыбаль, член правления «Газпром нефти»:dybal

— Стрит-арт по праву является одним из наиболее ярких и демократичных видов современного искусства, творчески трансформирующим городскую среду. Именно это его свойство позволяет улучшить качество жизни людей, что является основной целью нашей комплексной программы социальных инвестиций — «Родные города». Оказывая поддержку одному из самых заметных ежегодных событий уличного искусства в России, мы даем возможность развития креативного потенциала регионов присутствия компании, а привлекая к мероприятиям не только профессиональных художников, но и жителей городов и поселков — вовлекаем горожан в процесс позитивных изменений. «Стенограффия» уже стала праздником искусства для жителей многих российских регионов, уверен, что в дальнейшем география ее проведения будет только расширяться.

Стенограффия 2016 Екатеринбург

Вид из окна

«Стенограффия» — это вообще фестиваль про добро. Итог работы художников – не просто красивые картинки, разбавляющие зачастую пасмурный городской пейзаж, но и связь между идеей и восприятием. Эмоциональный ответ.

kng_3439

Одним из социальных проектов фестиваля стала акция «Вид из окна», которая прошла в Оренбурге и Омске. Адресаты и основная аудитория этого проекта – дети, которые большую часть времени вынуждены проводить в больнице и наблюдать за окружающим миром через окно. И именно вид из таких окон изменили художники, создавая на привычных серых технических постройках яркие стрит-арт работы. На территории Оренбургской детской клинической больницы уличные художники вместе с юными пациентами расписали стену трансформаторной подстанции прямо под окнами медицинского учреждения. В Омске из больничных окон юные пациенты, благодаря «Стенограффии» видят не унылый пейзаж, а сказочную историю.

tvvhl89vuyo

«Стенограффия-2016», Омск, Марат ReMarik, Иван Крячко

За полярным кругом

Исключительный случай, когда уличное искусство не просто появляется, но и существует за полярным кругом. Впервые особую атмосферу фестиваля и художники и их соавторы из числа местных жителей ощутили в 2015-м.

myiskamennyiy

Мыс Каменный — село в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенное на западе Обской губы. Административный центр Мыс-Каменского сельского поселения. В 80-х здесь была построена база Заполярной геофизической экспедиции. В селе расположен нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

 

 

Стенограффия за полярным кругом 2015. Мыс Каменный

 

novyiyport

 

Новый Порт — село в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации, на побережье Обской губы (в бухте Новый Порт), административный центр и единственный населённый пункт муниципального образования Сельское поселение село Новый Порт. Население — менее 2000 жителей.

 

 

Стенограффия за полярным кругом 2015. Новый Порт

 

В сентябре 2016-го творческий десант «Стенограффии» вновь добавил красок в пространство северных поселков.

dsc04575

В основу стрит-арт работ легли рисунки юных жителей поселков, которые приняли участие в местном конкурсе. Профессиональные художники немного адаптировали   предложенные варианты для уличного пространства и перенесли их на стены зданий.

В поселке Новый Порт появилось сразу две работы, созданные по мотивам детских рисунков. На ул. Полярная, 7А екатеринбургская художница Анастасия Москвина реализовала эскиз Натальи Пастуховой, поместив на дом изображение яркой, радостной птицы, которая вот-вот взлетит. А на технической постройке на краю поселка тандем омских художников «Крепкий палец» Александра Хохлова и Дмитрий Рубэн изобразил жизнерадостного моржа в окружении улыбчивых рыб.

np2016

«Стенограффия-2016», Новый Порт, Александра Хохлова и Дмитрий Рубэн (Омск)

novyj-port

«Стенограффия-2016», Новый Порт, Анастасия Москвина, Наталья Пастухова

Прямая речь

­pastuhova

 

«Собираясь на север, я думала, о чем бы хотела сделать там работу. Мне хотелось оставить след на стене как древнюю наскальную роспись, но не в технике, а в моменте, запечатлеть какую-то важную ситуацию. Так появилась история о первой встрече динозавров с кометами, момент знакомства, в котором еще нет финала и исход может быть любой».

 

 

 

den_6740_novyiy-razmer

«Стенограффия-2016», Ноябрьск, Наташа Пастухова (Екатеринбург)

«Память»

menuhov

«Основной посыл работы, исходя из названия, — это воспоминание Человека о его древней связи с природой, которую мы все чаще забываем и даже отрицаем, сидя в каменных джунглях. Но ведь природа и есть наш первый, главный Дом, как бы милы нам не были бетонные и кирпичные стены наших домов. Много веков назад Человек жил в гармонии с миром, с природой и по ее законам: рабочий день начинался с восходом солнца и заканчивался на закате. С открытием и использованием электричества это изменилось. Сейчас человечество относится к природе потребительски — мы строим огромные города, огораживаемся забором от «дикой» природы.

Забор на картине — это символ отчужденности, потребительского отношения. Если современного, привыкшего к различным гаджетам и прочим благам цивилизации, человека отправить на некоторое время жить в дикую природу, то не факт, что это время он пройдет для него без стресса в тоске по удобствам и каменному дому, и просто в безопасности…»


pamyat

«Стенограффия-2016», Ханты-Мансийск, Александр Менухов (Архангельск)

«Бог»

 blot

«В эскизе есть противопоставление света и тьмы, но света больше. Я хочу сказать о том, что Бог — как Солнце, светит и дает жизнь всему на Земле. Шаман в эскизе является героем, который через свой дар может связываться с Богом и давать представление о нем другим людям. Поэтому у каждого персонажа в эскизе свой кусочек солнца — у кого -то это проводник сквозь тьму, как у странника в лодке, у кого-то эта частичка-источник согревающего тепла в руках. Таким образом, для каждого Бог свой, каждый видит и чувствует его по-своему.»

 

 

 

bog

«Стенограффия-2016», Муравленко, Александр BLOT (Пенза)

«Иртыш и Обь»

 yagoda«Ханты Мансийск стоит на слиянии двух рек — Иртыша и Оби. Эта работа моя интерпретация инь и янь. Мужского и женского начала. Дня и Ночи. Наземного и подводного мира.

Композиция делится на 2 части.

Иртыш. Над водой — лицо мужчины. У него открыты глаза он обращен к миру, смотрит в небо на пролетающих птиц. Его лицо как будто выростает из живописного берега реки, в зелени которого затерялся уютный домик.

Обь — лицо Девушки под водой. Ее глаза закрыты, она смотрит в глубину себя. Ее окружают звезды и проплывающие мимо рыбы.

Их общий силуэт напоминает планету, которую как Сатурн опоясывают кольца.

Очень люблю делать работы, в которых разные смыслы и образы наслаиваются друг на друга образую причудливые картины — когда зритель находит новые толкования и истории.»

yagoda

«Стенограффия-2016», Ханты-Мансийск, Марина Ягода | TKND (Новосибирск)

«Жираф»

katkova«Прежде всего, мой рисунок об океане нашей жизни, с его светлыми и темными течениями, о мечтах и стремлениях, и о трудном выборе правильного пути. Наши маяки, на свет которых мы идем, иногда оказываются лишь иллюзией и фантазиями, оборачивающимися самым неожиданным образом. Но ничего страшного, такова жизнь, се ля ви. А во-вторых, я же девочка и просто люблю рисовать мимими».

 

 

 

den_6786_novyiy-razmer

«Стенограффия-2016», Ноябрьск, Анна Каткова (Санкт-Петербург)

«Богатырь Манас»

zmogk«Идея появилась после того, как организаторы «Стенографии» прислали мне адрес, по которому располагается здание – улица Чокана Валиханова. Мне стало любопытно кто этот человек, чем он занимался при жизни и что значимого сделал. Прочитав статью на Википедии, отметил для себя факт того, что он был первым человеком кто записал и перевел отдельные главы эпоса о Манасе – крупнейшем произведении киргизского народа, которое охраняется ЮНЕСКО. Можно сказать, Валиханов открыл для остального мира этот эпос.

Просмотрев и вдохновившись тематикой Манаса, просмотрев созданные на сей момент памятники, иллюстрации, различные почтовые марки с изображением героя, на их основе я создал свой образ богатыря верхом на коне, уверенно стоящем в степи и вглядывающимся в даль. По итогу 3,5 дней работы (работаю я всегда один) результатом очень доволен и пользуясь случаем, еще раз хочу поблагодарить фестиваль «Стенограффию» и всех кто был причастен к воплощению этого проекта в жизнь».

manas

«Стенограффия-2016», Омск, Константин ZMOGK (Москва)

«Георгий Победоносец»

 

tyago«Герой моего рисунка – Георгий Победоносец. Я знаю, что у вас он изображен на 10-копеечной монете и на Гербе Москвы. В моей родной Бразилии он также очень популярен, потому и захотел его изобразить. Думаю, он впишется в ваш колорит».

 

 

 

georgiy

«Стенография-2016», Екатеринбург, Thiago Mazza (Бразилия)

География фестиваля

geotxt

Стенограффия-2016 в Ноябрьске

 

Справка:

Программа «Родные города» (www.rodnyegoroda.ru) объединяет все социальные инициативы и проекты группы компаний «Газпром нефть» в регионах России. Программа направлена на развитие социально-экономического потенциала регионов, создание условий для повышения качества жизни и включает проекты развития городской среды, создания инфраструктуры для детского и массового спорта, а также инициативы в сфере образования, здравоохранения и сохранения культурного потенциала коренных малочисленных народов Севера.

При подготовке публикации  использованы информационные материалы «Стенографии», пресс-службы «Газпром нефти», программы «Родные города», фотографии Максима Лискутова, Павла Иванова, Кирилла Сыропятова, Дениса Ядрихинского,  Дмитрия Чабанова, Николая Кривича.

 

Интересные ресурсы:

Фестиваль «Стенограффия» в социальных сетях — https://vk.com/stenograffia

Программа социальных инвестиций «Родные города» — http://rodnyegoroda.ru/

Очетественный сайт про стрит-арт — http://vivacity.ru/

Российский блог о стрит-арте — https://vk.com/art_of_streets

Фестиваль в Беларуси Vulica Brasil — http://www.vulica-brasil.by/

Официальный сайт Бэнкси — http://banksy.co.uk/

Яркий сайт бразильского стрит-арт художника Thiago Mazza http://www.thiagomazza.com.br/

Рубрики: Муравленко, Ноябрьск, Общество, Ямальский район. Метки: , , , , , .


Рейтинг новости:

664
Просмотры:
7
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑