Вторник, 22 сентября 2020 18+

Комментарии:

Понты дороже денег. Будет ли могущество России ямальским сжиженным газом прирастать?

Опубликовано: 11 мая 2016, 15:19 | Служба новостей ЯмалPRO

Сегодня на Ямале чуть ли не из каждого утюга можно услышать про строительство завода Ямал-СПГ на берегу Обской губы. Губернатор Дмитрий Кобылкин как мантру повторяет слова о том, что реализация арктического проекта позволит ещё более динамично развиваться округу и  наполнить бюджет дополнительными доходами. О том, что скоро на ямальцев «прольётся золотой дождь»,  не устают повторять чиновники и депутаты, а теперь ещё и участники так называемых дебатов партии власти.  Не ждите – не прольётся. Все эти заявления не имеют ничего общего с действительностью. В обозримом будущем перспективы государственной стройки №1 (Ямал-СПГ называют и так) далеко не радужны.

Диагноз: кредитомания

Все, кто хоть немного знаком с состоянием дел на строительстве завода,  знают о том, что владельцы привлекают колоссальные кредиты. То есть стройка ведётся вовсе не из кармана главных акционеров. А деньги у них есть, и немалые: состояние Леонида Михельсона оценивается более чем в $14 млрд., Геннадия Тимченко – более $11 млрд. Да и иностранные акционеры не спешат вкладываться в стройку. Например, китайский фонд «Шёлкового пути» за продажу ему 9,9% акций сподобился на кредит всего 1,1 млрд. евро.

Тем временем, строительство щедро финансируется государством. Из средств Фонда национального благосостояния выделено 150 млрд. рублей. «Ямал-СПГ» имеет все возможные налоговые преференции, как на региональном уровне, так и на федеральном. Другими словами, частную фирму косвенно финансируют все россияне. В то же время им объясняют, что в кризис надо потуже затянуть пояса.

михельсон и путин

 Кредитные линии для стройки уже открыли российские банки. 3,6 млрд. евро сроком на 15 лет дали «Сбербанк» и «Газпромбанк». Но самое главное происходит в эти дни. Идёт оформление кредитов двух крупнейших китайских банков на общую сумму $12,1 млрд. на 15 лет. Ожидается, что деньги поступят уже в середине года. Эти кредиты буквально «выбивали» из китайцев почти два года.  Для того, чтобы их заполучить, в Поднебесной побывали несколько российских представительных делегаций. Одну из них даже возглавлял президент Путин. И всякий раз речь шла, в том числе, и об условиях предоставления кредитов для «Ямал-СПГ».

И вот вопрос решён, о договоренностях ни слова – коммерческая тайна, но, думается, не обошлось без существенных государственных гарантий с российской стороны. К тому же, кредит не бывает без процентов. По подсчётам экономистов, общий кредитный портфель «Ямал-СПГ»  (с учётом китайских) составляет более $16 млрд. Его обслуживание будет обходиться ежегодно в $740 млн. Вот и считайте.

С учётом ранее вложенных средств, стоимость строительства завода уже превышает $27 млрд. По планам этих денег должно хватить для запуска первой очереди завода. Но мы живём в России и знаем, что аппетит приходит во время еды, и чем ближе сроки окончания стройки, тем выше становится её цена. И вряд ли частные владельцы предприятия станут рисковать своим состоянием. Скорее, вновь пойдут в правительство с потянутой рукой и словами: «Подайте миллиард-другой на пропитание!», то есть на завершение строительства. Но, скорее всего, это будет не раньше следующего года, а пока надо потратить (освоить) уже имеющуюся кучу денег.

Шайбу! 

Как любит повторять губернатор Кобылкин, на «Ямал-СПГ» сегодня работает почти вся страна. Вот только высокотехнологичное оборудование производят за рубежом, а монтажом всех систем и элементов завода на площадке занимаются в основном иностранные специалисты. Ответственные работы в морском порту Сабетта тоже доверяют преимущественно иностранным компаниям. А чем же тогда занимаются российские рабочие? Судя по всему, им доверили разве что готовить лёд для проведения первого арктического турнира по хоккею на льду Обской губы. Звучит? Ещё бы. По части понтов Россия в целом и Ямал в частности, наверное, передовики.

Вахтовики расчищали и заливали лёд, устанавливали бортики, расстилали дорожки перед дорогими гостями. На турнир прилетели хоккейные команды чартерными авиарейсами из Москвы и Салехарда. Другие спецрейсы привезли главных зрителей — руководителей «Новатэка» и «Ямал-СПГ»,  а также ямальскую делегацию во главе с губернатором Кобылкиным. Арктический турнир в «Нью-Сабетте» проходил на фоне стоящего в Обской губе ледокола. Вот так у нас в России всё и делается: ради красивой и эффектной телевизионной картинки.

Газ по цене золота

Весь газ «Ямал-СПГ» законтрактован, говорят нам. Но ничего не говорят про его цену. Скорее всего, вопрос цены остаётся открытым.

По мнению экспертов, текущие цены на газ не позволят «Ямал-СПГ» свести концы с концами. На азиатском рынке СПГ торгуется ниже себестоимости  ямальского. Наши стратеги рассчитывают только на то, что цены на энергоносители вновь вырастут, ведь при проектировании завода исходили из цены нефти (цена на газ, как правило, привязана к стоимости «чёрного золота») $100 за баррель.

Не надо забывать, что и доставка ямальского СПГ по Северному морскому пути на Восток — дело затратное, и она возможна только с помощью мощных ледоколов. Многие эксперты продолжают утверждать, что экономический эффект от транспортировки грузов ( в том числе и СПГ) по Северному морскому пути на восток от Карского моря до конца не просчитан. На этом пути масса подводных камней. Вернее, в нашем случае,  толстых льдов.

схема

«Ямал-СПГ» только собирается завоёвывать рынки сбыта в Европе и Азии. В то же время Австралия, страны Африки и Ближнего Востока уже на нём хозяйничают. Не отстают и американцы: первый танкер с газом из Луизианы уже разгрузился в Португалии.

Доставлять СПГ из Сабетты в Европу ближе и выгоднее, чем в Азию, но европейский рынок насыщен газом из Африки, к тому же на него «положили глаз» американцы. При этом себестоимость газа, произведённого в условиях Арктики, с учётом доставки оказывается значительно выше, чем у чем конкурентов. Значит, надо будет снижать издержки. Но мы-то знаем, что в российских реалиях издержки только растут. Одни доходы газовых топ-менеджеров чего стоят!

Кроме низкой рыночной цены на газ, дело осложняется ещё и тем, что на сегодняшний день построен только один танкер для перевозки ямальского СПГ. А ледокольная проводка одного танкера сделает газ и вовсе золотым. Может, именно поэтому акционеры не торопятся с вводом завода в эксплуатацию?

В последние дни появилась информация, что подрядчик готов будет сдать завод для пусконаладочных работ не раньше третьего квартала следующего года. Затем потребуется ещё от четырёх до 10 месяцев пусконаладки. Так что запуск первой очереди завода «Ямал-СПГ», судя по всему, уже переносится на 2018 год.

Зато как эффектно будет отгрузить первый газ ямальского, да что там, российского гиганта накануне очередных выборов Владимира Путина! Вот оно — будущее России! И неважно, что на это «будущее» потрачена уйма денег; неважно, что это очередной сырьевой проект, причем, далеко не самый совершенный по сравнению с мировыми аналогами; неважно, что он будет долго окупаться и в ближайшие десятилетия не принесёт государству большого дохода. Ничего не важно. Главное, что покажут по телевизору! Российской элите не привыкать пускать пыль в глаза электорату.

Рубрики: Общество, ТЭК, Экономика. Метки: , , .


Рейтинг новости:

1437
Просмотры:
15
Поделились:
4 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Антон пишет:

    Очередной прожект.А кстати,как там «Урал-промышленный Урал-полярный»-?Никак,тишина.а сколько шуму было…За что не возьмутся,всюду на выходе пшик…

  2. Саша пишет:

    Здесь не просто пшик, здесь медным тазом попахивает

  3. маша пишет:

    Если не этот пшик, о чем тогда губеру интервью давать??? Рассказывать то больше нечего!

  4. Наблюдатель пишет:

    Ну, да. Неёлов про «Урал промышленный — Урал полярный», как тетерев, несколько лет твердил. А этот, преемничек егошний, про величие Арктики да про освоение полуострова Ямал. Хоть бы не получилось так, как в прошлый раз, в самом деле. Обидно, очень обидно за наш действительно богатый ресурсами регион. Слов много, а дел и результатов мало. Одна болтовня. И уровень жизни простых людей все еще очень низкий, а ведь мы на севере живем, в таких суровых условиях.

  5. Страх потеряли пишет:

    Мехельсон — богобоязненный еврей (кто в России бог, мне кажется понимают не только представитель титульных наций). Когда один еврей, по фамилии Ходарковский, не не сразу это понял, — кто в стране стал богом, то на его примере другой еврей, по фамилии Абрамович, сразу все отдал богу по приемлемой цене, по первой же просьбе поделиться, а еврей Мехельсон, даже просьбы не стал дожидаться, поделился сам! Но вера в бога в отдельной взятой стране не обеспечивает устойчивый спрос на мировых рынках, поэтому грамотный еврей Мехельсон поделился ее только надеждами на высокую прибыль, но рисками банкротства в условиях снижения цены и спроса на перспективы европейских и азиатских рынках. Так что не все горшки обжигают наши боги, не всем евреем одинаково везет в богоугодных делах!)))

  6. Джура пишет:

    Незабвенный проект «Урал промышленный -Урал Полярный» обошелся казне трех субъектов, где-то в 140 миллиардов рублей. Неёлов стал тоже миллиардером, Олега Демченко за «бугром» искала милиция-полиция, когда он в Перми служил. Мистера Кобылкина видимо эти лавры привлекают, вначале го заместитель Мицкевич замышлял канатную дорогу Салехард — Лабытнанги, Губер говорил — это великая вещь. Но смылся куда-то Женя -заместитель, теперь новое молодое дарование -0 сын папы Артюхова. Но не о том речь.С «канаткой» через Обь не вышло, вышло с супер проектом СПГ, тут счет на миллиарды Евро, а Интерпол искать не будет за такие деньги. Трасса СМП, крайне не эффективный путь, писали об этом, но видимо по трассе денежки вывозить удобнее,, среди льдов усе упрятать можно. На каком основании средства госфонда вкладывают в развитие частного бизнеса Михельсона со товарищи вопрос для Чайки и прочих орлов. А заводы СПГ в принципе нужны, только в нашем исполнении это способ распускания средств государства в частные руки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑