Понедельник, 5 декабря 2016 18+

Должны или не должны регионы строить железные дороги? Дмитрий Кобылкин окончательно запутал народ

Опубликовано: 6 мая 2016, 14:01 | Служба новостей ЯмалPRO

зимняя дорога

На днях ямальцы изумлённо внимали своему  кормчему. Капитан арктического региона, как называют губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина его пиарщики, побывал с рабочим визитом в Тюмени, где встретился с пенсионерами-земляками, а потом дал пресс-конференцию ряду лояльных к властям СМИ.

Основные темы:  реализация проектов межрегионального сотрудничества и перспективы развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Кобылкин обстоятельно ответил на самые разные вопросы журналистов – начиная от доверия к власти и строительства железных дорог, заканчивая планами по восполнению биоресурсов (поголовья рыбы) северных рек. Высказался глава региона и о значении Северного широтного хода.

«Этот проект нужен, прежде всего, стране, не только Ямало-Ненецкому автономному округу. Сегодня новый директор «РЖД» Олег Белозеров четко понимает, что эту дорогу должны строить РЖД. Не должны субъекты федерации и нефтегазовые компании строить железные дороги. Мост через Обь – составляющая Северного широтного хода. Его нельзя строить десятилетия, нужно возвести за 3-4 года – тогда проект окупаем. Субъект со своей стороны будет помогать, нефтегазовые компании тоже включатся», — отметил, в частности,  Дмитрий Кобылкин.

И тут у публики, знакомой с историей вопроса, возникло, мягко говоря, недоумение. «Не должны субъекты федерации и нефтегазовые компании строить железные дороги»?! А как же грандиозные планы по строительству железнодорожной линии «Бованенково-Сабетта»?!

Государственные гарантии под строительство — по  региональному Закону

Напомним, в ноябре 2015 года депутаты Заксобрания ЯНАО приняли региональный закон об участии автономного округа в стратегическом проекте государственно-частного партнёрства «Создание и эксплуатация новой железнодорожной линии необщего пользования «Бованенково – Сабетта».

В законе отмечено, что создание и эксплуатация железнодорожной линии предполагается на принципах государственно-частного партнёрства с заключением соглашения с ямальским правительством. Это значит, что строительство объекта возложат на плечи частных партнеров, определенных конкурсной процедурой, без софинансирования из окружного бюджета. Но при этом риски и компенсации частному партнеру минимального гарантированного дохода правительство ЯНАО  приняло на себя. Что это значит? А то, что если, скажем, в ходе эксплуатации магистрали ее владелец (в данном случае это коммерческая компания) будет терпеть убытки, то эти убытки ему будут покрываться из окружного бюджета. При этом до сих пор непонятно, в каком объеме заложено финансирование данной «страховки». Официально цифра пока нигде озвучена не была.

«Строительство новой железнодорожной линии необщего пользования «Бованенково – Сабетта», которая станет продолжением магистрали «Обская – Бованенково», соответствует мероприятиям по развитию транспортной инфраструктуры, определённых стратегией социально-экономического развития ЯНАО до 2020 года, в части обеспечения выхода железнодорожной инфраструктуры к морскому порту Сабетта и транспортировки грузов по Северному морскому пути. Это позволит обеспечить стабильную, круглогодичную транспортную связь и нивелировать риски, связанные с использованием зимников, речных путей и морской доставки для обеспечения месторождений. ЯНАО также получит дополнительный положительный социально-экономический эффект за счет повышения эффективности работы действующих на полуострове Ямал предприятий нефтегазового комплекса, более быстрого освоения месторождений полуострова Ямал и, следовательно, увеличения налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты муниципальных образований в автономном округе» — было отмечено в документе.

Подрядчик определён. А был ли выбор случайным? 

В декабре 2015 года состоялся конкурс на право заключения соглашения о государственно-частном партнёрстве по созданию и эксплуатации новой железнодорожной линии необщего пользования «Бованенково-Сабетта».  Победителем конкурса стало ООО «ВИС ТрансСтрой», входящее в группу строительных компаний «ВИС». Соглашение на условиях ГЧП подписали вице-губернатор ЯНАО Ирина Соколова и генеральный директор «ВИС ТрансСтрой» Сергей Парсаданян.

Жителям округа было сказано (пояснено), что государственно-частное партнерство и подписанное соглашение они заключили «для выполнения приоритетных задач комплексного социально-экономического развития автономного округа, привлечения инвестиций в экономику региона, а также для реализации стратегического проекта по созданию и эксплуатации нового объекта железнодорожной транспортной инфраструктуры «Новая железнодорожная линия необщего пользования Бованенково — Сабетта»».

Было заявлено, что осуществление проекта будет способствовать освоению минерально-сырьевой базы Ямала, Полярного Урала, Западной Сибири и Арктики, а также развитию транспортной инфраструктуры автономного округа.

По условиям соглашения,  в течение 36 месяцев — до конца 2019 года «ВИС ТрансСтрой» обязуется за счет собственных и заемных средств провести работы по проектированию, разработке рабочей проектной документации и строительству железнодорожной линии.

В официальном пресс-релизе было отмечено, что объем инвестиций превышает 113 млрд. рублей. Не это ли ответ на вопрос о суммах, которые будут предусмотрены  (с разбивкой на несколько лет) в бюджете  Ямало-Ненецкого автономного округа на «компенсацию частному партнеру минимального гарантированного дохода»?

Официально заявлено (предусмотрено соглашением),  что после завершения строительства частный партнер обязуется осуществлять техническую и коммерческую эксплуатацию созданной транспортной инфраструктуры. Действие соглашения рассчитано на 21 год. По истечении этого срока, в конце 2036 года, железнодорожную линию безвозмездно передадут в собственность Ямало-Ненецкого автономного округа.

Шикарный подарок, что и говорить. Вопрос: а нужна ли вообще региону в собственность железная дорога необщего пользования, которая изначально, по определению, строится для осуществления бизнес-проектов Газпрома и других компаний ТЭК?  Даже у обывателей сегодня нет сомнений, что за двадцать лет,  к 2036 году, месторождения полуострова Ямал будут благополучно освоены, недра выпотрошены, а железка стоимостью в сто с лишним миллиардов за ненадобностью подарена (безвозмездно передана) ЯНАО.

Кому и зачем нужна железная дорога «Бованенково-Сабетта» стоимостью в 113 млд.?

Надо заметить, что идеологическая сторона проекта (обоснование — объяснение мало что понимающему во всем этом  населению)  выстаивается просто мастерски. Со всех трибун провозглашается, что «строительство стратегического объекта посредством государственно-частного партнерства не только обеспечит вовлечение частного капитала к участию в проекте, но и позволит использовать накопленные частным партнером знания и опыт, технологический, кадровый и иной потенциал для эффективной реализации и последующей эксплуатации созданной инфраструктуры в течение всего срока действия соглашения».

В декабре вице-губернатор ЯНАО Ирина Соколова сразу после подписания соглашения с  ООО «ВИС ТрансСтрой» отметила, что проект по своему масштабу стоит в ряду крупнейших инфраструктурных проектов страны.

«Самый длительный и сложный этап подготовки к проекту завершен. Правительство автономного округа сформировало основные параметры проекта. Разработана концепция, определены возможные формы и схемы взаимодействия, проведены конкурсные процедуры. Компания «ВИС ТрансСтрой» — наш надежный партнер. Это соглашение важно не только для Ямала, но и для всей России. Мы приступаем к практической реализации одного из самых грандиозных инфраструктурных проектов на Крайнем Севере. Он закрепит могущество России на Арктических рубежах. Как сказал губернатор Ямала, этим проектом мы прорубаем окно в Мировой океан», — подчеркнула она.

«Для Группы этот проект станет одним из самых масштабных за всю пятнадцатилетнюю историю, он выводит нас в лидеры среди операторов государственно-частного партнерства в России. Мы расцениваем сегодняшнее событие не только как высокий уровень доверия репутации нашего холдинга, но и как высокую степень ответственности за важнейший для страны инфраструктурный проект», — прокомментировал тогда подписание соглашения глава Группы строительных компаний «ВИС» Игорь Снегуров.

«В перспективе, с осуществлением комплексного проекта Северный широтный ход — «Энергия Арктики», эффект от исполнения инфраструктурных проектов значительно превысит масштаб арктического региона. Вывод Единой транспортной системы России в арктический морской порт Сабетта откроет многим российским регионам доступ в Мировой океан, придаст мощный импульс развитию Северного морского пути, о необходимости которого говорил президент России Владимир Путин, в частности, в своем ежегодном послании. Возрождение Севморпути позволит разгрузить Транссиб, повысить конкурентоспособность отечественной экономики, укрепить макроэкономические и геополитические позиции России в Арктике», — а этот пафос уже от пресс-службы губернатора Ямала.

Что кроется за этими красивыми словами? Сейчас, когда партнёрский проект по строительству железной дороги только начинается, вопросов больше, чем ответов. Да,железная дорога жители Ямала — патриоты. Они тоже искренне радеют за экономическое развитие региона и страны. Но не все согласны с тем, чтобы огромная корпорация Газпром решала свои транспортные (коммерческие) проблемы за счет региональной казны. А ну как тот самый «страховой случай» все-таки приключится (что, принимая во внимание нестабильность мирового рынка углеводородов, вполне возможно)? И вместо того, чтобы строить жилье, школы, социальные объекты, окружные власти вынуждены будут тратить бюджетные средства на покрытие убытков частной компании — компенсировать тот самый «минимально гарантированный доход»?!

Насколько велики финансовые риски — для строительной организации ООО «ВИС ТрансСтрой» и для бюджета ЯНАО?

Напомним, ориентировочная стоимость эпохальной железки  «Бованенково-Сабетта»  — более 113 миллиардов рублей. Для сравнения:  доходная часть бюджета ЯНАО на 2016 год спрогнозирована в сумме  110,3  миллиардов рублей. Расходная (рассчитанные и тщательно обоснованные финансовые потребности на медицину, образование, ремонт дорог, строительство социального жилья и прочие бюджетные нужды) —  126,6 млрд.  Как видим, цифры не сходятся. Утвержденный Заксобранием ЯНАО дефицит составляет 16,3 млрд. И на фоне этой грустной, скажем прямо, математики власти ЯНАО официально, на законных основаниях, подписались дотировать из бюджета компании, которые, по идее, сами должны этот бюджет пополнять.

В памяти народной до сих еще живы воспоминания о некогда изрядно нашумевшем проекте «Урал Промышленный — Урал Полярный», в рамках которого планировалось строительство дорог, мостов и электростанций. Его название навязло в зубах у чиновников и депутатов самых высоких рангов, а также у журналистов подконтрольных властям СМИ. Потом уже независимые интернет-издания  пытались донести до людей информацию о финансовых скандалах, связанных с использованием бюджетных ассигнований и государственных активов, выделенных (переданных) на реализацию проекта. Тогда «Урал Промышленный — Урал Полярный» региональные острословы переименовали в «Провал Промышленный — Провал Полярный» (или «У(к)рал Промышленный — У(к)рал Полярный»). Сегодня про этот пафосный мега-проект принято деликатно не вспоминать…

А как же красиво всё начиналось!!! 

Чуточку истории, точнее — небольшой её эпизод.  «Проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» является основой стратегии социально-экономического развития УрФО».  Об этом на совещании в Салехарде 10 ноября 2008 года заявил тогдашний полномочный представитель Президента РФ в УрФО Пётр Латышев. «Этот проект, — подчеркнул он, — присутствует во всех стратегиях долгосрочного развития субъектов УрФО. И этот проект присутствует в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации».

В рамках подписанного соглашения о сотрудничестве между Корпорацией «Урал Промышленный — Урал Полярный» и  Ямалом администрация автономного округа берет на себя обязательства не сдерживать темпы реализации мега-проекта. «Я очень доволен тем, как продвигается реализация проекта на территории Ямала, — говорил губернатор ЯНАО Юрий Неёлов. — Ни на одной другой территории этот проект не развивается такими темпами, как у нас». 

История  —  повторяется? 

Отметая всё сегодняшнее словоблудие чиновничьих обоснований якобы необходимости (и неизбежности) государственных гарантий при финансировании строительства железной дороги «Бованенково-Сабетта»,  нужно задать простой и прямой вопрос: а кто (лично, персонально) будет отвечать за выделение бюджетных денег (если дело до этого всё же дойдёт) на этот сугубо коммерческий газпромовский проект?  И должны ли регионы стоить железные дороги?…

Рубрики: Общество, Политика, Салехард, ТЭК, Экономика. Метки: , , , .


Рейтинг новости:

2 125
Просмотры:
1
Поделились:
4 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Страх потеряли:

    Просто Миллер посмотрел на то, что Мехельсону дорогу на Саббету строят за бюджетные деньги и подумал о том, что было бы «справедливо», что бы и на его «мегапроект» народ ямальский скинулся. Ну разве это деньги — с каждого живущего по 10 000 рублей! Ну разве это много для семейного бюджета — народу ведь ради счастья Газпрома ничего не жалко!)))

  2. Читатель:

    Да они уже миллиардами намерены воровать! Люди, очнитесь, бюджет — это же народные деньги. Это деньги для общего блага, а не для кучки дорвавшихся до власти людей.

  3. Паша:

    Это увлекательный был аттракцион,
    Так ещё никто не пилил, как я и он
    Мы народ шутя посадили в пустой вагон,
    Сами улетели на Bombardier CRJ ночью.

  4. Евгений:

    Это не запутывание, это очередное враньё! Чтобы грузы РЖД начало возить на Саббету надо не только строить участок Бованенково — Саббета, но и реконструировать дорогу Обская — Бованенково! Должно быть все помнят, что не так давно Якунин, даже по указанию Президента не стал брать эту дорогу на баланс РЖД, т.к. построена она с нарушениями действующих норм. А реконструкция такой дороги это уже совсем другая история. Так что дорога нужна для ее строительства, а строительство нужно ему для отмывания денег. Вот и всё!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑

Яндекс.Метрика