Вторник, 4 августа 2020 18+

Комментарии:

«Ямал СПГ»… И пусть весь мир подождет

Опубликовано: 7 мая 2015, 17:55 | Служба новостей ЯмалPRO

Год 2015  для Ямала – это своего рода подведение итогов. Итогов работы Дмитрия Кобылкина, правительства, Заксобрания… И в этом ключе нельзя не поговорить и об итогах работы самого значимого для округа проекта – проекта «ЯмалСПГ».

«Палочка-выручалочка» с кремлевской отметкой

На самом деле, довольно трудно назвать точную дату, когда в умах правящего нефтегазового ямальского концерна (вкупе с правительством региона) зародилась мысль о   появлении в регионе «стратегического для России проекта», а по совместительству «палочки-выручалочки» для Ямала  — крупнейшего завода по производству сжиженного природного газа.

Замысел был грандиозный, и его масштабы поражали: за несколько лет планировалось не только построить сам завод, но и наладить транспортную инфраструктуру, включающую морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта, а также перевалочную базу в бельгийском Зебрюгге для доставки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в периоды отсутствия навигации по Северному морскому пути.Не хватало только одного – денег. Но тут закаленный в политическо-финансовых войнах ум Михельсона – Тимченко «выдал» гениальное решение: посадить на место губернатора Ямала своего человека, сделав государственную казну собственной кормушкой. Плюс ко всему прочему такое решение позволяло больше не тратить время на наведение мостов с различными «разрешительными» структурами. И тогда газовые генералы не прогадали,  «НОВАТЭК» и «Ямал СПГ» живут за счет государственных дотаций и по сей день: только за последний год на их нужды из федеральной кубышки были выложены миллиарды и миллиарды дензнаков.

Помимо этого, «Ямал СПГ» выгоден  и руководству ЯНАО –он стал своего рода визитной карточкой региона и первой страницей портфолио Дмитрия Кобылкина. Другими словами,

 «Ямал СПГ» — это гарант успеха правительства, масштабный проект, которым не устают хвалиться все высшие чины Округа, регулярно мозоля заветные буквы в своих отчетах.

Между тем, сегодня новатэковский проект переживает не лучшее время. Хоть на официальном сайте компании и бравируют, заявляя, что все работы выполняются в срок, а инвестконтрактам ничто не угрожает, аналитики заявляют – не все так гладко, как хотелось бы.

Мастера иллюзии

Илья Балакирев,  главный аналитик UFS IC, отметил,что несмотря на довольно сильные результаты «НОВАТЭКа» по итогам 1К15, все же на фоне снижения цен на нефть и газ на внешних рынках, инвесторы могут начать ставить под вопрос экономику «Ямал СПГ».  И это происходит уже сейчас. Так, сделка по привлечению финансирования китайскими банками задерживается. В середине апреля Леонид Михельсон ничтоже сумняшеся заявлял, что деньги от китайских партнеров придут в проект  уже в середине года, плюс, дополнительные средства будут добыты от продажи 9% «Ямал СПГ» (однако о таинственном покупателе ничего не слышали даже в самом правлении). О решении вопросов скитайскимфиансированием проекта в ближайшие месяцы во всеуслышание объявлял и Аркадий Дворкович.  Однако финдиректорTotal Патрик де Шевардье в ходе телеконференции на прошлой неделе сдвинул срок привлечения финансирования на конец года.

Помимо пробуксовок в финансировании и строительстве «Ямал СПГ»,  не может выйти на полную мощность порт Сабетта (без Северного широтного хода), а также приостановлено строительство железной дороги…

Есть вопросы и по самой организации проектных работ. Так, «Ямал СПГ» осенью прошлого года уже порядком наследил в экологии ЯНАО: в ночь с 5 на 6 сентября 2014 года при строительстве эксплуатационной скважины № 2471 Южно-Тамбейского лицензионного участка, произошла авария, приведшая к неконтролируемому выбросу газа, а в последующем к его возгоранию. Горение скважины удалось ликвидировать лишь спустя 12 суток.В результате аварии пострадало 10 человек.Разбором полетом тогда занималась Ямало-ненецкая природоохранная прокуратура, которая выяснила, что среди основных причин аварии —  несоблюдение требований буровой бригадой при производстве работ на скважине. Также в протоколе указано, что «условиями, способствующими совершению аварии явилась ненадлежащая координация ОАО «ЯМАЛ СПГ» как недропользователя за действиями подрядных организаций (ООО «Интегра-Бурение») по производству буровых работ на скважине, отсутствие контроля за проведением надлежащих действий буровой бригадой при возникновении аварии».

Все виновные тогда понесли заслуженное наказание: в «Ямал СПГ» не стали возмущаться и добровольно заплатили штраф; в «Интегра-Бурение» провели работу над ошибками; региональное правительство подвело к отставке директора департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Игоря Булаева, что допустил «вынос сора из избы». Кстати, сегодня ООО «Интегра-Бурение», чей контракт с «Ямал СПГ» заключен до 2018 года, всерьез рискует стать банкротом: в суд то и дело поступают заявления от её кредиторов.  Таким образом, «НОВАТЭК» снова сэкономил на подрядных работах, выбрав для их выполнения столь ненадежного партнера.

При этом сегодня  финансовая безграмотность  (или хитроумность?!) учредителей «Ямал СПГ»  очевидна практически всем.

Очевидное — еще не аксиома!

Согласно исследованию документации проекта, проведенному независимыми российскими экологами, помимо очевидных экологических промахов невооруженным взглядом видна и незаинтересованность компании в уменьшении затрат на реализацию проекта.

И дело тут в том, что проект разработки Южно-Тамбейского месторождения сформирован без увязки с проектами освоения соседних (расположенных в 20-40 км) Западно-Тамбейского, Северо-Тамбейского и Тасийского месторождений, которые осуществляет «Газпром» и «Новатэк». Эксперты уверены, логичнее, как с точки зрения экологической, так и экономической, было бы наличие одного общего экспортного морского порта и не в Обской губе, а на западном берегу полуострова Ямал, где уже давно формируется крупномасштабная газотранспортная инфраструктура, связанная с освоением Харасавэйского и Бованенковского месторождений.

Кроме того, сооружение морского порта Сабеттав принципе экономически невыгодно по причине угрозы постоянного заиливания донного канала под действием сгонно-нагонных течений.

Кстати, экологи в своем анализе затронули весьма важную и уже всем очевидную вещь: газовикам совершенно наплевать на все правила, законы и прочие указания «сверху». Проложение каналов для прохода танкеров требует углубления дна Обского бара, а это приведет  к необратимому изменению водной среды, и как следствие, потере экосистемы Обской губы в её нынешнем виде.  Таким образом,  задача сохранения биологического разнообразия в Арктике, которая декларируется в качестве одного из государственных приоритетов в области охраны окружающей среды, в данном случае не учитывается абсолютно. Подчеркивает привилегированность «НОВАТЭКа» и сам факт получения компанией разрешения на строительство, ведь п. Сабетта  является районом местообитания сибирского осётра, «самого важного вида в ЯНАО, включённого в Красную Книгу РФ».

То есть сегодня  очевидно: проект «Ямал СПГ» — это абсолютный провал. Как собственно, и все пятилетка Дмитрия Кобылкина, поставившая нужды отдельных компаний выше нужд целого региона.

Рубрики: ПравдаPRO, Экономика. Метки: , , , , , , , .


Рейтинг новости:

2981
Просмотры:
10
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. читатель пишет:

    Но ведь ЯМАЛ СПГ отчет делало по экологии. Неужели там все вранье было?

    • Страх потеряли пишет:

      Да же не сомневайтесь — там все вранье! Весь Муксун зимует на глубине в Обской губе, а утечки и разливы неминуемы, даже в самом Новатеке это признают, и говорят, что делают все необходимое что бы «исключить эти риски». Но риски от это го не исчезают. И самолеты разбиваются, и траулеры тонут, новейшие танки глохнут по среди Красной площади, да чего только не бывает…. Но вот если пару сотен кубов сжиженных углеводородов попадет под лед и тонкой прослойкой накроет сотни квадратных километров водной поверхности — будет настоящая экологическая катастрофа…

    • Волк пишет:

      Вы до сих пор верите отчетам?! Да ладно…Вон Кобылкин их сколько сдает…А по «ЯмалСПГ» сразу все ясно было — тупик это для Округа. Тупик. Ничего не пощадят: ни экологию, ни людей, ни бюджет. А ДНК все это любезно прикрывает — не зря ж поставили. Аж обидно за регион.

  2. Сабеттянин пишет:

    Сюда в Сабетту добраться не просто если тут не работаешь. А между тем, только воочию можно увидеть как на ЮТЛУ «соблюдают» экологическое законодательство. Абсолютно все до лампочки: и осетр, и муксун, и тундра с ее обитателями. Проект «ЯмалСПГ» большая строительная площадка где все загажено! И это только начало строительства! И про сжигание отходов без газоочистительных установок почти в самом поселке Сабетта, где люди вынуждены дышать этим смрадом, и про зарывание отходов в тундре — много чего можно увидеть. На бумагах вот только все хорошо и замечательно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑