Пятница, 20 мая 2022 18+

Комментарии:

Дерзкие растраты губернатора Кобылкина. Снова в интересах «НОВАТЭКа»?

Опубликовано: 9 сентября 2014, 13:23 | Служба новостей ЯмалPRO

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин не так давно  стал гостем программы «Давыдов.Индекс» на канале РБК.  Безусловно, в числе многих вопросов, заданных ведущим, были и самые наболевшие.  Поэтому  в разговоре не могли не коснуться и скандально известного порта Сабетта. Ответ губернатора и в этот раз многих шокировал, хотя скептиков ничуть не удивил.

Чего не хватает для полного счастья?

Оказывается, для того, чтобы порт Саббета стал окупаемым, не хватает  «всего ничего» — железной дороги.  «Хочется, чтобы порт Сабетта был окупаемый. Чтобы это сделать, нужно подвести к порту железную дорогу. Это Арктика, это тяжело. Но «Газпром» построил железную дорогу от ЛабытнангиОбская – Бованенкво и с помощью этой железной дороги он освоил Бованенковское месторождение. Я считаю, что эта дорога пустовать не должна, чтобы ее довести до порта Сабетта, нужно сделать участок Надым – Салехард», — рассказал Дмитрий Кобылкин.

Для справки: Строительство морского порта Сабетта, предназначенного для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона осуществляется в соответствии с распоряжением правительства России от 13.07.2012 № 1259-р. Порт строится в рамках проекта «Ямал СПГ».

Удивляет здесь уже даже не столько расточительность губернатора (что там «лишние» пару – тройку миллиардов у.е. при зашкаливающих долгах округа), сколько его ориентация на «Газпром» (хотя и в этом нет ничего удивительного  — многие считают, что именно в интересах этой компании работает Кобылкин).  Вот только все ли так хорошо с  приводимой в пример железной дорогой «Газпрома», как кажется ямальскому губернатору?

Пример не для подражания

Железная дорога Обская–Бованенково, построенная   «Газпромом»  для освоения Бованенковского газоконденсатного месторождения, длиной почти 600 км.  Но используется ямальская ветка исключительно в интересах «Газпрома»: для перевозки грузов и людей компании. И ни для чего другого. Осознавая это и понимая невозможность её окупаемости, в  2009 году национальный газовый концерн попробовал за 130 млрд. рублей продать эту дорогу РЖД. Однако ответ от железнодорожников был вполне ожидаем: РЖД она и даром не нужна. «Планируемый грузопоток по этой линии – немногим более 3 млн. тонн в год. Этого недостаточно даже для того, чтобы просто содержать дорогу. При балансовой стоимости дороги 130 млрд. рублей на одну лишь амортизацию ежегодно придется отчислять свыше 5 млрд. рублей», – заявил тогда «Гудку» начальник отдела инвестиционного проектирования и оценки эффективности проектов института «Гипротранстэи» Максим Фейло.

Судя по всему, аналогично будет развиваться ситуация и с железной дорогой, ведущей к Сабетте. Ведь по большому счету,  строится она будет исключительно для нужд завода «Ямал СПГ». И это несмотря на все разговоры о многофункциональности производства.

Первоначальная концепция Сабетты состояла в том, что это будет узкоспециализированный порт, главное назначение которого – обслуживать газовозы, которые с 2016 года будут возить в азиатско-тихоокеанский регион сжиженный природный газ (СПГ), вырабатываемый на заводе «НОВАТЭКа» «Ямал СПГ» возле этого поселка. Идея хорошая, но дорогая. Проект «Ямал СПГ» требует многомиллиардных инвестиций, поскольку речь идет о вложениях не только в освоение семи ямальских месторождений газа и постройку самого завода по сжижению природного газа, но и о строительстве порта Сабетта, флота из 20 танкеров – газовозов ледового класса типоразмера Suezmax, нескольких атомных ледоколов, выстраивании логистики по всему Северному морскому пути (это кратчайший путь из Европы в Азию вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, аэропорта и вот теперь железной дороги.  Тут справедливости ради надо заметить, что «Газпром» хоть и тратит много и неоправданно на свои проекты, но  вкладывается все-таки  самостоятельно.  А вот «НОВАТЭК» старательно «выдаивает» деньги из государства в общем, и из Ямала в частности. И как видим, губернатор северного округа этому старательно потворствует, загоняя регион во все большие кредитные займы.

Для справки: Госдолг Ямала на сегодняшний день составляет около 28 млрд. рублей (для сравнения: 10 млрд рублей в 2013 году) и продолжает расти: недавно размещенный заказ на открытие кредитной линии в 8,5 млрд рублей дает основания предполагать, что госдолг в  2015 году достигнет отметки в 35 млрд рублей, а в 2016 – 40 млрд рублей.

Весьма сомнительная инвестиция

Но вернемся к железной дороге. Сейчас для того, чтобы связать порт Сабетта с «большим миром», надо к дороге Обская–Бованенково пристроить еще 220 км железнодорожных путей. Стоить это будет порядка 40-45 млрд. рублей. Возможно, какую-то часть этой суммы сможет взять на себя«Новатэк», поскольку прецедент такой уже есть. Так, осенью 2012 года газодобытчик и РЖД договорились о том, что «НОВАТЭК» дает РЖД 30 млрд. рублей на увеличение пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры на участке Лимбей–Сургут–Тобольск Свердловской железной дороги для обеспечения гарантированного вывоза продукции Пуровского завода по переработке конденсата в Тюменской области. РЖД, в свою очередь, тоже вкладывая в этот проект 10 млрд. рублей, взяло на себя обязательства перевозки определенного объема грузов «НОВАТЭКа» по специальному тарифу, который устроил соинвестора-газодобытчика. «Особенно важным для нас является вывод, что без координации производителя и перевозчика невозможно реальное развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Частные инвесторы сами готовы вкладывать деньги в развитие инфраструктуры перевозчика на условиях надежного и определенного по времени возврата этих инвестиций», – подчеркнул тогда глава железнодорожной монополии Владимир Якунин.

Ну что ж, не вызывает сомнения, что инвесторы для строительства железной дороги найдутся. Только вот кто выступит в этом качестве на этот раз? И откуда будут «извлечены» необходимые средства?

Возможно (но маловероятно в свете последних событий), некую сумму сможет вложить и тот же «НОВАТЭК».Однако при всей заинтересованности в проекте «НОВАТЭКа», судя по некоторым комментариям в прессе Леонида Михельсона, саму дорогу от Бованенково до Сабетты, подобно «Газпрому», «НОВАТЭК» содержать и эксплуатировать не хочет, предпочитая отдать ее после строительства РЖД.  Но вряд ли  очередной столь «перспективный» объект газовиков заинтересует железнодорожную монополию.

Поэтому все больше верится в «дружескую» помощь проекту  в лице государства.  И здесь уместно вспомнить широко известное  письмо министра транспорта Максима Соколова от 30 мая этого года вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в котором сообщалось о нехватке 22,3 млрд руб. на строительство морского порта Сабетта. Примечательно, что тогда для закрытия  дефицита Минтранс предложил отказаться от глубоководного порта в Калининградской области, новых паромов на линии Усть-Луга—Балтийск и сократить бюджетное финансирование контейнерного терминала GlobalPorts в Санкт-Петербурге. Кроме того, министерство рекомендовало отложить аудит проекта, чтобы не сорвать сроки запуска Сабетты. Какие мелочи, не правда ли? Остается только догадываться, чем государственные мужи могут пожертвовать  в этот раз…

И это при том, что вопрос об окупаемости всех этих государственных инфраструктурных инвестиций весьма и весьма спорный. Даже если работать они будут в интересах максимально возможного количества участников, а не только одной частной компании, очевидно, что пока для Ямала – это лишь статья расхода, а вот вернуться ли растрачиваемые губернатором и государством средства когда либо в казну –  большой вопрос.

Рубрики: Экономика. Метки: , , , , , .


Рейтинг новости:

2170
Просмотры:
8
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. не местный пишет:

    Доходы Кобылкина растут как на дрожжах, а ему все мало. Теперь еще и железную дорогу захотел. Лучше б в социальное что-то вкладывал, для людей работал, а не для себя и нефтяников. И не стыдно, товарищ губернатор?

  2. Ноябрянин пишет:

    А что ему стыдиться, ему задачу поставили при назначении на пост, он эту задачу и выполняет!

  3. Северянин пишет:

    Это точно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑