Пан атаман Грициан Таврический
Опубликовано: 23 июля 2014, 15:53 | Служба новостей ЯмалPRO

Наше интервью с Вадимом Гриценко – директор ООО «Центр археологических исследований» (г.Надым), сотрудник Научного центра изучения Арктики (г. Салехард). Он сделал общественным достоянием такие значимые исторические объекты, как Надымское Городище, самая древняя православная часовня, Ямсовейский чоппер и другие.
Вадим является инициатором создания культурного комплекса на основе одного из лагерей 501 стройки. Лауреат Всероссийской литературной премии имени Мамина – Сибиряка за книгу «История «Мертвой дороги»». Отец троих детей.
— В нашей стране, к сожалению, часто бывает так, что человек вынужден ехать зарабатывать деньги на жизнь вдали от того места, где он родился. Лучше было бы как раз наоборот. Но хоть бы уже к новому месту он относился более уважительно. Вот Вы тоже попали на Ямал после окончания исторического факультета Омского Государственного университета, но у Вас же это уважение к Ямалу очевидно.
— Живём в городе Надыме и в отличие от практически всех окружающих не имеем планов уезжать «на землю». Лично мне в Омске, например, скучно до зевоты, если не считать раздражения от автомобильных пробок, пыли и выхлопов промпредприятий. Своих сокурсников по университету мне жаль. Они прожили жизнь, ожидая троллейбусы и выясняя, кто кому Рабинович. Сейчас все больны и погружены в рутину. Даже водку пить разучились!
Моя работа и моё хобби одновременно — история ЯНАО. Кстати, та же ситуация и у моей жены Нади. Правда, в отличие от меня, она ещё и кандидат наук. Разумеется, исторических. Написала диссертацию по управлению в Сибири в 18 веке.
— Я слышал, что и Ваши предки попали в Сибирь из теплой Тавриды?
— Да за два года до столыпинских реформ несколько деревнь из Херсонского уезда отправились искать Землю Обетованную на территории Западной Сибири.
После длительных и нелегких испытаний они осели там, где позже образовался Таврический район Омской области.
В тридцатые годы не случайно целинные земли подымали на юге Омской области, на территории Казахстана. Плодородный массив «прирастал Сибирью». Как и предсказывал Михайло Ломоносов.
Среди первых переселенцев были и мои предки. Поэтому себя в шутку я могу назвать – пан атаман Грициан Таврический!
— Мне лестно сознавать, что Вы профессионально занимались журналистикой и сейчас пишете книги об истории края.
-Да, мне тоже пришлось поработать корреспондентом газет «Рабочий Надыма» (городская) и «Газовик»(многотиражка «ООО Газпром добыча Надым»). Публиковался более чем в 40 изданиях, начиная со времён СССР (смешно, но это был журнал «Трезвость и культура»). В том числе в «Литературной России», некоторых российских альманахах, а также в куче региональных изданий.
— Привлекает внимание Ваш двухтомник «История Ямальского Севера в очерках и документах» (Омск – 2004 г), а также книга «История «Мертвой дороги»», ставшая книгой года в номинации «Краеведение», за которую Вы получили премию Мамина – Сибиряка, диплом и золотую медаль. Из книг видно, что Вы любите и глубоко знаете те места, где живете.Как местные власти участвуют в создании истории края?
— Что касается местных властей, то я живу от них автономно. Уже очень давно не делаю им никаких предложений и не высказываю никаких просьб. Ибо то, что они называют «сотрудничеством», неизменно выливается в досаду от пустой потери времени и формирование иллюзии у населения, что что-то этой властью делается. Под «что-то» — я имею ввиду изучение, популяризацию и музеефикацию истории края. Если и удавалось сделать стоящее, то не благодаря властям, а порою вопреки им.
С Салехардом у меня отношения гораздо более лучшие. Наверное, оттого, что там заметный процент составляют настоящие северяне, не временщики. Недавно этот парадокс вылился в то, что при полном неприятии моей личности в Надымской мэрии, губернатор Кобылкин вручил медаль «За гражданскую инициативу». Список моих доброжелателей в Салехарде мне детально не известен, но они есть в сферах культуры, СМИ и науки.
— Вот Вы восстанавливаете историческую правду о Мертвой Дороге… И это правильно. Но правда эта неизменно затронет тему сталинизма. Сейчас это будет актуально, особенно в связи с событиями на Украине. Как Вы считаете, какой хозяин нужен в нашем доме: «крепкая рука», «умная голова» или «любящее Родину сердце» патриота?
— В политических процессах и кампаниях я не участвую, никого не разоблачаю. Передо мной очень мало паханое (да и то в основном только нами с женой) поле истории Надымского района. А Надымский район по территории примерно равен всему государству Венгрия. Никакого содействия от местных властей я не жду. Более того, желательно, чтобы они не помогали. Иначе присутствует угроза идейного аборта и дешевого пиара — создания иллюзии и по сути обмана населения. На моём веку в Надыме уже сменилось несколько мэров и несколько составов мэрии, но подход их к истории, краеведению не поменялся. Ибо подспудно правит бал временщичество. Это характерная черта всех городов ЯНАО. В несколько меньшей степени она пока присуща Салехарду. Но и там процент чиновников-варягов растет. В итоге это скажется.
Почти все северяне воспринимают Север не как дом, а как общежитие. То есть жилье временное. Свою бытность на Севере они почитают подвигом. В ходу фраза: «Я отдал Северу …(столько-то)… лет». Людей, заявляющих такое, я считаю засранцами, даже если они при этом орденоносные буровики и строители, или героические водители на зимниках. Север они знают мало и однобоко. Этот Север (то есть совокупность ягеля, лиственниц и старожилов, особенно коренного населения) никого не призывал и никому ничего не должен!
А героическому орденоносцу, который вещает о том, как у него волосы в балке примерзали к стене, хочется пожелать недельку пожить в чуме вместе с грудными детьми, когда ночью там, как и «на дворе» минус пятьдесят.
К тому же имеет место игнорирование роли заключенных, строивших при Сталине железную дорогу, как более настоящих «первопроходцев», чем «первопроходцы» 1960-х-1970-х.
Почему-то всю историю у нас принято начинать с комсомольских путевок. В общем, сплошь и рядом отсутствие ответственности перед обществом в виде игнорирования реальной истории и её безусловной ценности, необразованность и персональная бездарность.
Взгляд на историю искажен, реальность не соответствует тем стереотипам, которые нам вдолбили в голову. Вот лагеря. Это форма организации Великих строек. А нам внушили, что «лаги» — это сплошь и рядом – тюрьма! Вахтового метода тогда, к сожалению, не было.
А Полярный Транссиб строить надо, если мы хотим развивать свою экономику и интегрироваться на равных партнерских правах – в мировую.
— Я знаю, что Ваш девиз: «Делай что должно, а там – будь, что будет!» Вы считаете, что один не только в поле, один – везде воин! Верю, что Вы добьетесь всего, что задумали и желаю Вам успехов во всех начинаниях.
Правильно Вы как-то сказали, что не всем ямальцам жить под старость на берегу Черного моря, в Краснодаре, Москве, Питере… Надо обустраивать то место, где живешь сегодня и делать это сейчас. Надо думать, кого мы выбираем в хозяйственники на той или иной территории, чтобы во властные структуры безразличные, бездушные люди не попадали. Я согласен с Вами, что мы еще «недостаточно патриотично настроены». Надо крепче любить то место, где живешь. Не забывать, что оно и есть – Малая Родина!
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
Молодец, Вадим Николаевич, уважал и уважаю!
Вадим, спасибо за хорошие ответы.
Знакомая картина. Как кто-то что-то реально хорошее делает, так всегда в одиночку и всегда вопреки. местные власти смотрят на такого как бык на красную тряпку. Сейчас таких самородков — единицы, а жаль. на таких только общество и держится. но их сегодня мало, потому и живем так. Респект и уважение. Молодец мужик. Делает свое дело и никого ни о чем не просит. А те и рады, лишь бы не мешали им стричь купоны, пока при памяти. Несчастные. нахапают и потратить не успеют. Может думают, что те, кому достанется хоть могилку утыкают фантиками? пусть не надеются.
Совершенно точно, что лагеря это форма организации великих строек. Хочется верить, что дату рождения моего города Лермонтова на западном склоне горы Бештау с 1954 года сдвинут лет на десять назад и снимут шляпу перед теми кто всё-таки первым шёл за урановой рудой. А пока только сухое: Первая атомная бомба СССР была построена из урана горы Бештау.